Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > "Властителям и судиям"

Кочеткова Н. Д.: «Правосудие» и «милость» в поэзии Державина. Страница 1

1 - 2 - 3

Тема "правосудия" — одна из центральных в творчестве Державина. И это вполне понятно, так как именно названная тема особенно тесно связывала, объединяла творчество поэта и его государственную деятельность. В стихотворении "Осень" (предположительно датируемом 1804 г.), Державин писал:

Я дни мнил Астреи, мир и покой
Ввесть в распрей вертеп; и с чистой душой
Благ всем желал.1

В "Объяснениях" к своим сочинениям поэт так прокомментировал эти строки: "Автор говорит про себя, что, будучи генерал-прокурором, хотел ввести правосудие, желая общих благ".

Постоянно размышляя о сущности правосудия, Державин неоднократно обращался к тексту Псалтири. Здесь он находил созвучные ему идеи, получавшие затем в его стихах новую интерпретацию. Характерный пример — знаменитое переложение 81-го псалма "Властителям и судиям" (1780), которое обычно интерпретируется, ц не без основания, как обличение "земных богов", т. е. царей.2Между тем стихотворение имеет и более широкий смысл, отражая нравственные искания Державина, продолжавшиеся на протяжении всей его жизни.

Сопоставление текста стихотворения, точнее разных его редакций и вариантов, с текстом Библии обнаруживает существенные расхождения, что отчасти было уже отмечено исследователями. Обратим внимание на заключительные строки 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследи-ши во всех языцех".

Другие русские поэты XVIII века, обращавшиеся к этому же псалму, стремились более или менее точно передать библейский текст. Так, в переложении В. И. Майкова, осуществленном не позднее 1773 г., соответствующие строки звучали так:

Боже, сие внемли,
Сколь неправды в нас велики
Воскресни, суди земли
И наследуй меж языки!3

Державин уже в первоначальной редакции стихотворения акцентировал мотив борьбы со "злыми"

Итак, коль истины не стало,
И правды в свете нет нигде,
Исторгнь, Творец, неправды жало,
Приди и царствуй сам везде (1, 110)

В окончательной редакции строфа была переработана коренным образом Вместо достаточно абстрактного призыва "исторгнуть неправды жало" появились замечательные страстные строки

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли! (1, 113)

С удивительной силой здесь зазвучала тема возмездия высший судия должен не только защищать слабых и невинных, но и наказывать, карать обидчиков (в соответствующем библейском тексте о каре не говорилось) В то же время Державин, воспитанный на христианской этике, последовательно развивает систему образов, связанных с представлением о Страшном суде Люди делятся на "правых" — "праведников" и "лукавых" — "грешников"; первым суждена Божеская милость и благодать, вторым — адские муки.

К этой теме поэт продолжает обращаться на протяжении всего последующего творчества Характерно, в частности, стихотворение "Правосудие" (подражание Архилоху, переведенное с немецкого в 1796 или 1797 г).

Нет, знай, что Правосудья око,
Хоть бодрствует меж звезд высоко,
Но от небес и в бездны зрит
Тех милует, а тех казнит
И здесь, в сей жизни скоротечной,
И там, и там, по смерти, в вечной
Нет, стой! Есть Бог, есть Вседержитель,
Живых и мертвых есть судья
Есть наших тайных дел ценитель
Он счастье, славу дням твоим
И продолжение дарует
Страшись, когда вознегодует! (2, 116-117)

Но еще в стихах 1780-х годов, обращенных к "земным богам", вершившим судьбы людей, Державин чаще всего подчеркивал их незлобие, снисходительность, стремление воспитать подданных собственным благородным примером В знаменитой "Фелице" (1783) императрица предстает как "ангел кроткий, ангел мирный", который "проступки снисхожденьем правит", "шутам, трусам, неблагодарным / И праведным свой свет дарит" (1, 146) Славя Г. А. Потемкина под именем Решемысла ("Решемыслу", 1783), Державин опять-таки подчеркивает его добродушие:

Он в сердце злобы не имел
И даже мухи не обидит (1, 174)

1Сочинения Г. Р. Державина, с объяснительными примечаниями Я. Грота СПб., 1865 Т. 2. С. 556. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы.
2См. Lehmann U. G. R. Derzavins Paraphrase des 81 Psalms "Властителям и судиям" Zum 150 Todestag des Dichters / / Zeitschrift fur Slawistik 1960 Bd XI H 4. S 550-553.
3Сочинения и переводы В. И. Майкова СПб., 1867 С 8.

1 - 2 - 3


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Г.Р. Державин. «Анакреонтические песни»

Спасо-Преображенский собор в Тамбове




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.