Кадырина А. А.: Категория возвышенного в поэтическом мире Н. А. Львова. Страница 1
1. В литературном процессе в России последней четверти XVIII века на фоне диалога сентиментализма и формирующегося романтизма становится актуальной проблема раскрытия внутреннего мира человека. На психологическую ауру этих литературных тенденций сильное влияние оказывает английская эстетика.
2. Центром эстетической мысли становится учение о Возвышенном. В концепции Возвышенного выделяются учения об Ужасном Возвышенном, связанное с именем Э. Берка (трактат "Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного" 1757 года), и Возвышенном Прекрасном (приятном), отраженное в работе Г. Хоума ("Основания критики" 1762 г). В трактате Хоума наметилась полемика с учением Берка. Если для Берка встреча с Возвышенным означает столкновение с тем, что превосходит человеческие возможности и заставляет человека почувствовать ничтожность перед вечностью, то Хоум выдвигает на первый план не смирение, но возвышение человеческой души, в котором он видит источник возвеличения и наслаждения. Хоум сближает Возвышенное и Прекрасное, у Берка они резко разграничены.
3. Категория Возвышенного в трактате Хоума понимается как разновидность "приятности" [Хоум 1977: 159], включающей в себя и категорию Прекрасного. От него Возвышенное приятное отличается более сложным характером вызываемых им впечатлений, "эмоции, рождаемые прекрасным<...>сладки и радостны" [Хоум 1977: 160]. Хоум определяет ряд приемов создания Возвышенного Прекрасного, среди них выделяются: градация — "череда мыслей или чувств, искусно расположенных по вертикальной линии так, чтобы производить все более сильное впечатление" [Хоум 1977: 167], изысканная лаконичность стиля, целостность изображения предмета Возвышенного Прекрасного, панорама, идея возвышения человеческой души.
4. В работе Э. Берка Ужасное Возвышенное понимается как основанное на неудовольствии и определяется как "видоизмененное чувство страха, предчувствие боли или смерти", выражаясь в категориях неопределенности, тьмы, бесконечности, вечности. Вместе с тем Возвышенное Ужасное "возбуждает приятные ощущения — род приятного ужаса, покой, смешанный со страхом" [Асмус 1973: 466].
5. Возвышенное Прекрасное органично для классического сентиментализма и предромантизма. Учение об Ужасном Возвышенном готовит эстетику собственно романтизма с мотивами трагедийности, катастрофичности бытия. Индивидуализм в восприятии Возвышенного предвосхищает романтический культ Личности, находящейся в мире, привычные устои которого нарушены.
6. Николай Александрович Львов (1751 — 1803) вошел в историю как архитектор, теоретик архитектуры, поэт, переводчик, драматург, музыкант, историк, археолог, ботаник, коммерсант; современники отмечали тонкий вкус Львова — знатока и ценителя изящных искусств. Так же многообразны направления в литературном творчестве Львова: ранний сентиментализм, классицизм, элементы раннего романтизма, обращение к традициям Возрождения и античности (анакреонтика), ориентация на фольклор, внимание к древнерусской культуре. Категория Возвышенного Прекрасного у Львова выражается в его поэтической философии, в переводческой деятельности, во взглядах на искусства ("Итальянский дневник"), в архитектурных предпочтениях.
7. Философско-эстетический манифест Львова выражен им в предисловии к поэме "Русской 1791 год": красота принадлежит миру. Концепция естественного человека Руссо принята Львовым в качестве историко-философской и рассматривается в поэме применительно к русской жизни, климату, обычаям. Здесь же происходит соприкосновение с теорией простоты Прекрасного Г. Хоума. Часть "Зима" построена на эстетике прекрасного: свет, драгоценные камни (снег — "бриллиантовый убор" деревьев, "блистающий пух"; иней — "бурмицкий жемчуг", "бахромы алмазны"), пламенные сердца, зимние забавы (в их описании прослеживаются традиции рококо), у Львова мы находим первые поэтические описания святочных гаданий. Тема зимы решена в тональности "маскерада" и легкого авантюрного повествования о государственном перевороте — смене зимы весной, прошлое представляется как "век златой", но будущее, как бриллиант, сверкает новыми гранями; автор уверен, "что всё к лучшему идет". Эстетика Возвышенного Прекрасного для Львова неразрывно связана с мыслью о надежде.
8. Позже ("Зима", "Снегирь" 1790 — е гг.) при сходной тематике тональность лирического мировосприятия Львова меняется. Появляется смутный отблеск бед, "зимы лихой", пришедшей слишком рано, которым автор противопоставляет любовь, нежность, надежду. Приятное начинает связываться с простотой, покоем и счастьем интимной жизни, внутренний мир человека противопоставлен холодному, внешнему, официальному — выражение классического сентиментализма.
9. В рамках категории Возвышенного Прекрасного Львов стремится выразить сущность музыки в оде "Музыка, или Семитония" (1796 г.). Идея Возвышенного здесь выступает в первоначальном значении: музыка мыслится сходящей с вышины, с небес, она — "спокойный, сладостный восторг, // Чем души в горних упоенны". Вместе с тем взгляд Львова обращен к земле, к частной жизни: с идеей "златого века", мотивами грома и огня естественно соединяется упоминание о "пламенных друзьях" и "уединенных днях" поэта, так же возвышенно прекрасных.
10. В творчестве позднего Львова появляется категория Ужасного Возвышенного. В стихотворении "На угольный пожар" (1799 г.) ужас и восторг, испытанные автором при мысли о нарушенных им законах природы, выражены лаконично и емко: бесконечность пространства (вертикаль: земля — звезды) соединяется с бесконечностью времени, а стихиям противостоит человек.
11. Ироническое осмысление раннего романтизма мы наблюдаем в стихотворении "Ночь в чухонской избе" (сентябрь 1797 г.). Львов мастерски владеет приемами создания Возвышенного Ужасного (обе сюжетные линии баллады включают "ужасные" события, в рефрене — концентрация атрибутов возвышенного: "холод, ужас и уныние"), но жанр интимной лирики, ирония, характерный для фольклора тонический размер резко усложняют решение поэтики Возвышенного.
12. На творчество Н. А. Львова оказали воздействие обе разновидности учения о Возвышенном, но литературно и мировоззренчески Львов был более близок концепции Возвышенного Прекрасного.
Литература
Асмус В. Ф. Иммануил Кант. — М., 1973. — С. 381-532.
Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. — М., 1979.
Глумов А. Н. А. Львов. — М., 1980.
Поэты XVIII века: В 2 т. — Л., 1972. — Т. 1. — С. 191 — 257.
Хоум Г. Основания критики. — М., 1977.
Марка «Екатерина II и ее сподвижники» | Страница из тетради Г.Р. Державина | Г.Р. Державин. «Анакреонтические песни» |