Западов В. А.: Проблема литературного сервилизма и дилетантизма и поэтическая позиция Г. Р. Державина. Страница 4
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
Словом, все 230 стихов "Оды" Михайлы Угрюмова довольно однообразны:
Сего героя толь позная, О, как взнесу мой слабый глас! Но всю надежду полагая На том, что щедр ты всех для нас... |
Гораздо короче и прямее выразился Василий Рубан. Сочинив известную, действительно небесталанную надпись к Камню-грому и передавая ее Потемкину, Рубан приложил к ней четверостишие
К Фебу при отдаче стихов на камень Мне славу Камень дал, а прочим вечный хлеб: При славе дай и мне кусочек хлебца, Феб! Да не истлеет весь от глада лирный пламень. Внемли моленьям, Феб! Не буди тверд, как камень. |
После всего сказанного понятно, что две эпистолы А. Фрязиновского, адресованные Шувалову в 1777 г., отнюдь не являлись чем-то патологическим, а, наоборот, по пронизывающей их меркантильности представляли собой вполне обычное для сервильной поэзии явление.
Сервилизм довольно рано вызвал противодействие поэтов гражданского направления. По-видимому, к весне 1765 г. относится "эпическая поэма" Я. Б. Княжнина "Бой стихотворцев". Рисуя в начале песни второй владения богини "Охота писать" ("Алчба писать", "Охота сочинять" — т. е. богини Графомании), расположенные в глубине "Геликонских блат", Княжнин на первом месте поместил ревностнейшего служителя богини Графомании, не забыв сразу указать на характернейшие приметы его творчества:
Там Тредьяковский, сей поэзии любитель, Для рифмы разума, рассудка истребитель, На куче книг лежа, есть просит, пить в стихах... |
По той же линии идут обличения "дурных писцов" в "Сатире первой" В. В. Капниста:
Но можно ли каким спасительным законом Принудить Рубова мириться с Аполлоном? Не ставить на подряд за деньги гнусных од И рылом не мутить кастальских чистых вод?.. |
Наибольшей резкости обличение литературного сервилизма достигло у А. Н. Радищева. Рассматривая явление в историческом аспекте и явно имея в виду настоящее, поэт при характеристике "века Августа" ввел в число "льстецов наемных" Горация и Вергилия.1 Далее в "Песни исторической" следует инвектива общего характера:
О умы, умы изящны, Та ли участь мусс, чтоб славить, Кто вам жизнь лишь не отъемлет Иль, оставя вам жизнь гнусну, Даст еще кусок, омытый В крови теплой граждан, братьев? |
Эти стихи — одно из самых сильных в русской поэзии выступлений против сервилизма в любых его формах.
Впрочем, надо заметить, что и сама сервильная поэзия отнюдь не была чем-то единым, "монолитным".
Явно отделяя себя от рядовой "параситствующей" собратии, поэтов-"льстителей", Василий Петров сделал попытку поставить проблему на некое подобие принципиальной почвы — обосновать общественную пользу отношений меценатства-сервилизма. В его "Оде... Г. А. Потемкину" 1777 г. щедрость мецената (Потемкина) противопоставлена как бессмысленной расточительности, так и эгоистической скупости:
Роскошный злато расточает И тщится угостить весь мир; Чрез ложный блеск быть виден чает На время льстителей кумир. Скупой, душа в сребре зарыта, Все жрет в себя, как хлябь несыта, Как ад, не отдающий жертв, Родне, друзьям и свету мертв. Сокровищница мужа щедра Стоит отверста, как самой природы недра. Виждь, коль Потемкина ни дарствует рука, Он полон как река! |
Этот пассаж отнюдь не случаен у Петрова, который и впоследствии отделял себя от поэтов — "наемников вельмож":
Поют для мзды и лести Наемники вельмож; Их грудь не знает чести: Их песни безобразна ложь. Ты, Клия, что вещаешь, То в сердце ощущаешь... |
1 Как известно, в прозе Радищев именовал двух великих поэтов Древнего Рима еще более резко: "льстец Августов и лизорук Меценатов".
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
Г.Р. Державин (И. Пожалостин) | «250-летие со дня рождения Г.Р. Державина» | Портрет Г.Р. Державина (С. Тончи) |