Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > "Торжества земледелия" > В стихотворении Державина масленичное шествие

Смирнов И. П.: Заболоцкий и Державин. Страница 6

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

В те дни, как все везде в разгулье:
Политика и правосудье,
Ум, совесть и закон святой
И логика пиры пируют.
На карты ставят век златой,
Судьбами смертных пунтируют,
Вселенну в трантелево гнут;
Как полюсы, меридианы,
Науки, музы, боги пьяны,
Все скачут, пляшут и поют;
В те дни, как всюду ерихонцы
Не сеют, но лишь жнут червонцы,
Их денег куры не клюют;
Как вкус и нравы распестрились,
Весь мир стал полосатый шут,
Мартышки в воздухе явились,
По свету светят фонари;
Витийствуют уранги в школах,
На пышных карточных престолах
Сидят мишурные цари1...

("На счастие")

В стихотворении Державина масленичное шествие распространяется на всю вселенную ("вселенну в трантелево гнут"), не довольствуясь сценой городских площадей. Оно не локализовано в пространстве, вызывает общие для Державина и Заболоцкого перевернутые образы, разрывает причинно-следственные связи, выстраивает в один ряд разобщенные факты действительности.

И у Державина и у Заболоцкого противоположные стороны явлений примиряются, причем эта антитетичность образов выплескивается за пределы собственно зрелищных стихотворений, охватывает творческое мышление художников в целом2 определяет его эстетический тип. В "Фонаре" Державина калейдоскопически сменяются картины бытия, рождение одной из них вызывает гибель другой. "Не обавательный ль, волшебный, Магический, сей мир, фонарь3?" — вопрошает поэт. Семантическая конструкция этих стихов явственно напоминает карнавальные "превращения". Показательно, что сходный по структуре образ встречается в поэме Заболоцкого "Торжество земледелия". Там мы находим тот же "жизни огненный фонарь" (272).

Вообще же Заболоцкий не пренебрегал более или менее открытыми "заимствованиями" из державинских од. В поэме "Безумный волк" содержится намек (подчеркнутый архаической формой "пламена") на смелый державинский образ рыб, плывущих по небу:

Она плыла, подобно рыбам,
Туда, где неба пламена.

(281)

Ср.:

... В ясный день, средь светлой влаги,
Как рыбы ходят в небесах4...

("Водопад")

Другой пример метафорической параллели — "дебелые" деревья у Державина и "ожиревшие" у Заболоцкого — приводит А. Турков в предисловии к однотомнику поэта (23).

Эти аллюзии не случайны. Действительность выступает в стихах Заболоцкого в парадоксальном и эксцентричном виде. Мир мещанина не только убог и не просто страшен — он еще и обыденный, примелькавшийся мир. Заболоцкий полагал, что показать его подлинный облик, таящийся под личиной повседневности, или создать грандиозно-наивные утопии вроде "Торжества земледелия", где животные обретают разум, а люди переселяются в междупланетное пространство, можно в том случае, если вернуться к примитиву, к инфантильному, незамутненному привычным автоматизмом восприятию жизни.

Инфантилизм стихов. Заболоцкого питали самые разнообразные источники — творчество детей, недавно сложившиеся книжные традиции, прежде всего хлебниковская. Той же цели служила архаизация стихотворной речи — стилистических фигур, лексики, ритмико-синтаксических построений.

Заболоцкий охотно прибегает к прямой дидактике. Он с вызывающей последовательностью (на фоне буйных нововведений 20-х годов) сохраняет ямбическую монотонность стиха. Строго выдерживает неуклюже-инверсионный строй, составляет громоздкие, запинающиеся синтаксические конструкции. Мы встречаем у Заболоцкого: "труба, как золотое бремя", "уста отважно растворил", "на стогнах солнце опускалось", "грива стелется, как царская порфира".

В системе этих архаических средств выразительности перефразирование державинских образов получает особую эстетическую функцию. Однако не сами по себе образные совпадения и уподобления определяют характер творческого родства двух поэтов. Речь здесь должна идти не о похожести, не об отдельных "заимствованиях" и "влияниях", но о принципиальной, органической близости типов художественного мышления, которая материализовалась в увлечении словесной пластикой, в обращении к традициям зрелищных форм народной культуры и т. д.

Внутри пограничных художественных наделов, отведенных в русской поэзии Державину и Заболоцкому, существовала и еще одна общая территория. Творчество Державина предваряло некоторые мотивы натурфилософской лирики Заболоцкого.


1 Державин, т. I, стр. 248-249.
2 В поэзии Заболоцкого карнавальность отчасти перекинулась и на природу. Это придало его натурфилософской лирике неожиданный оттенок, ранее незнакомый русской поэзии.
3 Державин, т. II, стр. 470.
4 Державин, т. I, стр. 484.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


Портрет Г.Р. Державина (И. Смирновский)

Памятник Г.Р. Державину в Казани

Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.