Смирнов И. П.: Заболоцкий и Державин. Страница 2
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Мир должен быть заново увиден. Поэтическому слову нужно возвратить полноту власти над миром. Перед тем как приступить к пересозданию старого жизненного строя, следует с беспощадной резкостью и правдивостью вглядеться в него, рассеять химеры, порожденные "сознанием отцов", уничтожить мистифицированные представления о реальности — те иероглифы, "знаки домов и растений", которые соответствуют не сути явления, но лишь тени его. Пусть даже честность и прямота нетерпеливого взгляда на мир приведут к тому, что привычные формы действительности окажутся алогичными, деформированными, отпугивающими, — все равно "густое пекло бытия" должно быть анатомически расчленено, тщательно изучено со всех сторон. Тогда ночные страхи "Столбцов" сменятся грандиозными социальными утопиями, оптимистическими планами "Школы жуков" и "Торжества земледелия".
В статье "Изобразительное искусство в поэзии Державина" Е. Я. Данько писала о поэте, что "... он заменил систему "красивого набора слов" системой живописной образности и, перенеся в поэзию приемы живописи, обрел тот "путь непроторенный и новый", которому дивились современники"1.
Как и у Державина, в стихах Заболоцкого рассыпано множество тонких, тщательно продуманных колористических деталей. "Цветовые пятна" произведений Заболоцкого иногда даже совпадают с державинскими, но совпадают всё же не полностью.
Вот некоторые колористические характеристики, содержащиеся в стихах Державина: "Сквозь жилки голубые льется розовая кровь"2, "Белокурая Параша, Сребро-розова лицом"3/SUP>. Они смыкаются, как отмечала Е. Я. Данько, с колористикой современных Державину живописцев: "Голубовато-розовые тона тела были обычны в живописи тех лет. Портреты Боровиковского прославлены своими серебристо-розовыми тонами"4.
Стихотворение Заболоцкого "Белая ночь" уподоблено по цветовой гамме державинским портретам:
... а на Невке Не то сирены, не то девки, Но нет, сирены, — на заре, Все в синеватом серебре, Холодноватые, но звали Прижаться к палевым губам.
(193-194) |
Однако тут же безжалостным диссонансом Заболоцкий обрывает изысканную и несколько старомодную цветовую характеристику невских "сирен". В его стихотворении мелькают пугающие "молочные глаза" — и звучная чистота тона гаснет, вытесняется мертвящими мазками. Заболоцкий и Державин шли по одному пути, но к разным целям. Праздничное торжество материи то и дело сознательно нарушается Заболоцким, ибо стихи "Столбцов" рисуют старый, обывательский, "испорченный" уклад жизни, требующий перестройки.
Нужно учитывать и еще одно реальное и неизбежное отличие, которое существовало между стихами Державина и Заболоцкого, одинаково вырастающими из живописного восприятия действительности. Державин в некоторых одах ("Изображение Фелицы" и др.) предлагал живописную и сюжетную программу будущего полотна, не самую картину, но план ее, расписанный до мельчайших деталей. Тот же прием построения стихотворной конструкции как словесной схемы живописного произведения возникает в творчестве Заболоцкого:
Мы нарисуем фигурки зверей И сцены из жизни растений. Тело коровы, Читающей курс маслоделья, Вместо Мадонны Будет сиять над кроватью младенцев. Мы нарисуем пляску верблюдов В могучих песках Самарканда, Там, где зеркальная чаша Бежит за движением солнца.
(252) |
Но при этом стихи Заболоцкого, как правило, сопричастны современной ему живописи, используют ее специфические приемы, ее последние достижения. Литературная традиция продолжена на ином уровне, приведена в соответствие с художественным сознанием XX в.
Дрожат, храпят, ушами прядут И, стиснув сталь во рту зубами, Из рук возницы возжи рвут, Бросаются и прах ногами, Как вихорь, под собою вьют; — Как стрелы, из лука пущенны, Летят они во весь опор. От сна возница возмущенный Поспешно открывает взор5... |
Эти строки из державинской "Колесницы" — ряд последовательно накатывающихся зрительных ощущений. Линии рисунка стремительны и напряженны. Переход от покоя к неудержимому бегу не просто назван, он показан. По такому же принципу построена зарисовка Заболоцкого "Движение". (Кстати, и ее композиция держится на контрасте: застывший возница противопоставлен вытянувшимся в полете коням). Оба произведения изобразительны по своей природе. И однако различно самое отношение художников к общей для них модели. Различно прежде всего потому, что Заболоцкий опирается на достижения новейшей живописи. "Очень "филоновскими" стихами"6 окрестил "Движение" В. Альфонсов, найдя и вполне конкретный аналог этому произведению — картину Филонова "Ломовые".
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе.
(202-203) |
1 XVIII век, сб. 2. Изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 181.
2 Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота, т. II. СПб., 1865, стр. 246. — В дальнейшем: Державин.
3 Там же, стр. 184.
4 XVIII век, сб 2, стр. 185,
5 Державин, т. I, стр. 526-527.
6 В. Альфонсов. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. Изд "Советский писатель", М. — Л., 1966, стр. 189.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
Черновик поэта Г.Р. Державина | Золотая медаль «Г.Р.Державин» | Конверт почтовый «К 250-летию со дня рождения Александра Шишкова» |