Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > "Торжества земледелия" > Изобразительное искусство в поэзии Державина

Смирнов И. П.: Заболоцкий и Державин. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Мир должен быть заново увиден. Поэтическому слову нужно возвратить полноту власти над миром. Перед тем как приступить к пересозданию старого жизненного строя, следует с беспощадной резкостью и правдивостью вглядеться в него, рассеять химеры, порожденные "сознанием отцов", уничтожить мистифицированные представления о реальности — те иероглифы, "знаки домов и растений", которые соответствуют не сути явления, но лишь тени его. Пусть даже честность и прямота нетерпеливого взгляда на мир приведут к тому, что привычные формы действительности окажутся алогичными, деформированными, отпугивающими, — все равно "густое пекло бытия" должно быть анатомически расчленено, тщательно изучено со всех сторон. Тогда ночные страхи "Столбцов" сменятся грандиозными социальными утопиями, оптимистическими планами "Школы жуков" и "Торжества земледелия".

В статье "Изобразительное искусство в поэзии Державина" Е. Я. Данько писала о поэте, что "... он заменил систему "красивого набора слов" системой живописной образности и, перенеся в поэзию приемы живописи, обрел тот "путь непроторенный и новый", которому дивились современники"1.

Как и у Державина, в стихах Заболоцкого рассыпано множество тонких, тщательно продуманных колористических деталей. "Цветовые пятна" произведений Заболоцкого иногда даже совпадают с державинскими, но совпадают всё же не полностью.

Вот некоторые колористические характеристики, содержащиеся в стихах Державина: "Сквозь жилки голубые льется розовая кровь"2, "Белокурая Параша, Сребро-розова лицом"3/SUP>. Они смыкаются, как отмечала Е. Я. Данько, с колористикой современных Державину живописцев: "Голубовато-розовые тона тела были обычны в живописи тех лет. Портреты Боровиковского прославлены своими серебристо-розовыми тонами"4.

Стихотворение Заболоцкого "Белая ночь" уподоблено по цветовой гамме державинским портретам:

... а на Невке
Не то сирены, не то девки,
Но нет, сирены, — на заре,
Все в синеватом серебре,
Холодноватые, но звали
Прижаться к палевым губам.

(193-194)

Однако тут же безжалостным диссонансом Заболоцкий обрывает изысканную и несколько старомодную цветовую характеристику невских "сирен". В его стихотворении мелькают пугающие "молочные глаза" — и звучная чистота тона гаснет, вытесняется мертвящими мазками. Заболоцкий и Державин шли по одному пути, но к разным целям. Праздничное торжество материи то и дело сознательно нарушается Заболоцким, ибо стихи "Столбцов" рисуют старый, обывательский, "испорченный" уклад жизни, требующий перестройки.

Нужно учитывать и еще одно реальное и неизбежное отличие, которое существовало между стихами Державина и Заболоцкого, одинаково вырастающими из живописного восприятия действительности. Державин в некоторых одах ("Изображение Фелицы" и др.) предлагал живописную и сюжетную программу будущего полотна, не самую картину, но план ее, расписанный до мельчайших деталей. Тот же прием построения стихотворной конструкции как словесной схемы живописного произведения возникает в творчестве Заболоцкого:

Мы нарисуем фигурки зверей
И сцены из жизни растений.
Тело коровы,
Читающей курс маслоделья,
Вместо Мадонны
Будет сиять над кроватью младенцев.
Мы нарисуем пляску верблюдов
В могучих песках Самарканда,
Там, где зеркальная чаша
Бежит за движением солнца.

(252)

Но при этом стихи Заболоцкого, как правило, сопричастны современной ему живописи, используют ее специфические приемы, ее последние достижения. Литературная традиция продолжена на ином уровне, приведена в соответствие с художественным сознанием XX в.

Дрожат, храпят, ушами прядут
И, стиснув сталь во рту зубами,
Из рук возницы возжи рвут,
Бросаются и прах ногами,
Как вихорь, под собою вьют; —
Как стрелы, из лука пущенны,
Летят они во весь опор.
От сна возница возмущенный
Поспешно открывает взор5...

Эти строки из державинской "Колесницы" — ряд последовательно накатывающихся зрительных ощущений. Линии рисунка стремительны и напряженны. Переход от покоя к неудержимому бегу не просто назван, он показан. По такому же принципу построена зарисовка Заболоцкого "Движение". (Кстати, и ее композиция держится на контрасте: застывший возница противопоставлен вытянувшимся в полете коням). Оба произведения изобразительны по своей природе. И однако различно самое отношение художников к общей для них модели. Различно прежде всего потому, что Заболоцкий опирается на достижения новейшей живописи. "Очень "филоновскими" стихами"6 окрестил "Движение" В. Альфонсов, найдя и вполне конкретный аналог этому произведению — картину Филонова "Ломовые".

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

(202-203)


1 XVIII век, сб. 2. Изд. АН СССР, М. — Л., 1940, стр. 181.
2 Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота, т. II. СПб., 1865, стр. 246. — В дальнейшем: Державин.
3 Там же, стр. 184.
4 XVIII век, сб 2, стр. 185,
5 Державин, т. I, стр. 526-527.
6 В. Альфонсов. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. Изд "Советский писатель", М. — Л., 1966, стр. 189.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Г.Р. Державин. «Анакреонтические песни»

Спасо-Преображенский собор в Тамбове




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.