Державин Гавриил Романович

 

Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина. Страница 5

1 - 2 - 3 - 4 - 5

Следующий большой разряд эпитетов Державина — эпитеты "интеллектуальные". Почти все эти эпитеты метафорические и тесно связаны с чувственными эпитетами, так как возникли в результате переосмысления разумом зрительных, осязательных, вкусовых и других восприятий. Например, эпитет великий:

Пещеры обитатель дикий,
Из тьмы ужасной превеликий
Выходит лев.

(293)

Это зрительный эпитет и в данном стихотворении ("Фонарь") употреблен в своем основном значении, т. е. очень большой лев.

Совсем иное содержание эпитет "великий" получает в следующих строках:

Чтобы вселенныя владыки
И всяк ту истину узнал:
Где войски Зороастр великий
Образовал и учреждал
И где великую в них душу
Великая Фелица льет, —
Те войски горы, море, сушу
Пройдут — и им препоны нет.

(143)

Здесь имеется в виду уже не рост человека или объем души, а совсем иные качества — ум, известность, талант, душевная стойкость и отвага войск.

Приведем ряд метафорических эпитетов Державина, возникших в результате переноса их основного значения, полученного от зрительного восприятия: бурные дни (ср. бурные реки), глубокое молчание (океан глубокий), чистая совесть, чистое сердце (небо чистое) златая челядь (снопы златые), светлый (светлый водопад) и др.

Очень интересен метафорический эпитет бледная зависть. У Ломоносова зависть только темная. Державин снимает оттенок коварности, зато усиливает презрение к тому человеку, который испытывает зависть.

Следующие эпитеты Державина возникли в результате переноса осязательного восприятия: жаркая морда коня (ср. жаркий день), крепкий сон (крепкий орех), легкая серна, легчайший сон (легкий посох), острое словцо (острые стрелы), сложный эпитет твердокаменная грудь, указывающий не только на твердость, но и на степень твердости — как камень, твердые души, твердый нрав (твердый мрамор):

Приди, и дом, хоть не нарядный,
Без резьбы, злата и сребра,
Мой посети; его богатство —
Приятный только вкус, опрятство
И твердый мой, нельстивый нрав...

(223-224)

Но метафоричность интеллектуальных эпитетов возникла не только при переносе зрительных и осязательных восприятий. Можно найти ряд эпитетов, возникших в результате переноса вкусовых восприятий — горькие слезы, сладкие слезы, сладкий сон, сердце черствое; звуковых — громкие дела, и даже обонятельных — смрадный позор.

Некоторые эпитеты получили свою метафоричность в результате переноса качеств человеческого характера на неодушевленные понятия и предметы: гневная челюсть, жадный слух, здравый рассудок, лихой свет, невинны красоты природы, печальная урна и т. д.

Из вышесказанного видно, что Державин для достижения художественной выразительности широко использует эпитеты. Державин изучал человека, жизнь и всему старался дать поэтическое определение.

Державин создал яркие картины природы, и в отношении красок его не удалось превзойти и романтикам 1830-х годов, которые постоянно жаловались на бессилие слова. Именно колоризм Державина дает повод некоторым литературоведам относить его к поэтам стиля барокко.

Многие эпитеты Державина поражают своей оригинальностью {бледная смерть, яркий напев соловья, хрупкий лист) и иногда выходят за пределы, возможные при определении данного понятия, — мгла широкая и глубокая, тонкий взор, сизый гром и др.

Хотя Державина некоторые исследователи относят к поэтам-классикам, его поэзия далеко выходит за рамки классицизма и содержит в себе истоки последующих направлений в литературе — сентиментализма, романтизма и реализма. Это можно проследить и на державинских эпитетах.

Так, сентименталисты проповедовали прелесть уединенной жизни среди природы, наслаждение сельской природой, и эпитет сельский стал у этих поэтов очень употребителен. И у Державина, правда только намеченные, можно найти сходные настроения:

Тогда бы я между прудами
На мягку мураву воссел,
И арфы с тихими струнами
Приятностъ сельской жизни пел;

(231)

О, если бы, — она вещает, —
Могло искусство, как природа,
Вливать в сердца свою приятность, —
Сии картины наши сельски
К нам наших созвали б друзей.

Некоторые картины природы, созданные Державиным, по своим мотивам как бы предвещают манеру письма и настроение романтиков:

Утесы и скалы дремали;
Волнистой облака грядой
Тихонько мимо пробегали,
Из коих, трепетна, бледна,
Проглядывала вниз луна.

(181)

Державин оказал большое влияние на последующих поэтов. В. Г. Белинский писал о влиянии Державина на Пушкина, Л. В. Пумпянский обнаруживает эту связь в творчестве Тютчева и Фета, а Ю. Н. Тынянов говорит о влиянии Державина на творчество Маяковского.

Пока что литературоведы только нащупывают нити, связывающие этих поэтов с Державиным. Дальнейшее исследование художественных приемов и мастерства поэта позволит установить более полные и точные связи между Державиным и последующим развитием русской поэзии.

1 - 2 - 3 - 4 - 5


Г.Р. Державин (Н. Тончи)

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)

Марка «Екатерина II и ее сподвижники»




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.