Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > Эпитеты Державина > Поэтому для характеристики звука

Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4 - 5

В зрительных эпитетах Державина прежде всего отразилось стремление поэта передать цветовое ощущение мира. Цветовую характеристику у Державина иногда приобретают явления, которым не присущ цвет: бледный хлад; ярый, сизый гром.

Среди зрительных эпитетов Державина есть эпитеты, заимствованные из народной поэзии: белы руки, девы красны, лебедь белая, черные враны, а иногда и образы — по камню ль черну змеем черным; по влаге ль белой гусем белым.

Как уже говорилось выше, среди чувственных эпитетов Державина чаще всего встречаются зрительные. Звуковых, осязательных, вкусовых и обонятельных значительно меньше. Это объясняется, во-первых, тем, что в отношении вкуса и запаха, как отметил еще Винкельман, человеку "не хватает ясных понятий". Звук же быстро гаснет, замирает, его надо уловить, проанализировать и определить, а потом уже найти его художественное обозначение. Во-вторых, наш язык необычайно беден словами для точной характеристики этих ощущений. А. И. Белецкий писал, что "поэтическая наглядность, очевидно, скорей достигается переводом одних ощущений в другие, чем их прямым выражением, чем испытываемое ощущение проще, тем труднее и сложнее его словесное выражение"1. Поэтому для характеристики звука, вкуса, запаха и т. д. поэты часто используют сравнение с чем-то близким и похожим. По-видимому, и тот факт, что звуковые, осязательные и другие эпитеты почти у всех поэтов одинаковы, объясняется также бедностью словаря для передачи этих понятий.

Но обратимся к эпитетам Державина. Для характеристики звука поэт употребляет, например, такие эпитеты: жужжащий —

На рощах липовых, цветущих
Рои жужжащих пчел вокруг;

(137)

звучный, шумный —

Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты.

(83)

Но помимо этих эпитетов, в которых уже как бы содержится сам звук, Державин использует ряд эпитетов, благодаря которым поэт передает качества звука — скорбный, темный, плачевный стон; грозный смех; веселый глас; пылкий тон; жалкий звук и т. д.

Во многих случаях Державин характеризует звук при помощи эпитетов, которые указывают на источник звука, а поскольку источники разные, то и звуки также различны. Например, свирельный —

И ложной славы громки трубы
В свирельный глас не пременять;

(152)

трубный —

Я слышу вдалеке там резкий трубный зык,

(168)

соловьиный, бранный (тот храбрым был средь бранных звуков), ловецкий (ловецки раздаются роги) и т. д.

Многие звуковые эпитеты, которыми пользуется Державин, встречаются и у других поэтов, например Ломоносова, Хераскова, Карамзина. И у них струны звонкие, воды, волны шумящие, вздыханье тихое, реки, огонь ревущие, вытье глухое и т. д.

У Державина помимо этих эпитетов встречаются сложные звуковые эпитеты, в которых одна часть характеризует звук, а вторая — предмет, из которого он извлекается, либо силу звука, благодаря которой его слышно на большом расстоянии:

Нет, арфу слышу я: ее волшебный звук,
На розах дремлющий согласьем тихоструйным,
Как эхо, мне вдали щекочет нежно слух...

(275)

Ударь во сребряный, священный
Далеко-звонкий, Валка! щит...

(279)

Среди звуковых эпитетов Державина встречаются метафорические эпитеты, такие как резкий звук (перенос ощущения, получаемого от режущего предмета, на характеристику звука), эпитеты ярый, сизый, яркий, светозарный (перенос зрительного восприятия). Последние три эпитета особенно своеобразны и чисто державинские, так как они дают цветовое восприятие звука, что свойственно очень немногим людям:

Простри крылатый, сизый гром...

(143)

И свесясь со скалы кремнистой,
Густокудрява, мрачна ель
Напев твой яркий, голосистый
И рассыпную звонку трель,
Как очарованна, внимает.

(230)


1 А. И. Белецкий. Избранные труды, стр. 203.

1 - 2 - 3 - 4 - 5


Г.Р. Державин (К. Жуковский)

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)

Львова Мария Алексеевна




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.