Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина. Страница 2
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Для описания мрачной, бурной ночи поэт подбирает тревожные, даже жуткие эпитеты:
Кровавая луна блистала
Чрез покровенный ночью лес,
На море мрачном простирала
Столбом багровый свет с небес, —
(94) |
а в "Видении мурзы" совсем иная ночь — спокойная, пронизанная волшебным золотистым сиянием:
На темно-голубом эфире
Златая плавала луна;
В серебряной своей порфире
Блистаючи с высот, она
Сквозь окна дом мой освещала
И палевым своим лучом
Златые стекла рисовала
На лаковом полу моем.
(109) |
Любимый эпитет Державина — золотой — очень ярок. И всегда картины, образы, созданные поэтом, насыщены цветом. Пишет ли поэт о земле или о небе, для него прежде всего важна красота окружающего:
Взгляни, взгляни вокруг
И виждь — красы природы
Как бы стеклись к нам вдруг:
Сребром стекают воды,
Рубином облака,
Багряным златом кровы;
Как огненна река,
Свет ясный, пурпуровый
Объял все воды вкруг... |
Недаром младший современник Державина И. И. Дмитриев назвал его "живописцем природы".
Иногда, стремясь как можно точнее передать краски, поэт использует сложные эпитеты, составленные из сочетания не только двух (черно-зелены), но и трех (лазурно-сизо-бирюзовы) красок.
Кстати, о сложных эпитетах Державина. У него их очень много. Б. В. Томашевский пишет, что эти эпитеты создали даже целое направление в литературе. Он же выделяет из них "гомеровские" эпитеты, т. е. точные переводы с греческого1, и по перечню, даваемому в приложении к статье А. С. Орлова "Телемахида", показывает, что у Державина такие эпитеты есть, но они не цветовые. Цветовые эпитеты Державин не заимствовал, он не просто брал и составлял вместе случайные цвета, а всегда тщательно продумывал их подбор. Как правило, вторая часть эпитета ярче первой и направлена на то, чтобы оживить краску, сгустить и сделать ее ярче: бело-румяный, черно-багровый, красно-желтый, сребро-розовый и т. д.
Но не только природу рисовал Державин. Прежде всего поэта интересовал человек с его привычками и вкусами. И каждый свой персонаж Державин характеризует по-разному. Будь то Екатерина II, Бакунина, Дашкова или горничная, староста — эпитеты в каждом случае новые, подчеркивающие те качества, которые присущи именно этому человеку. Разница в характере эпитетов объясняется, конечно, и разницей жанров. Державин не мог позволить себе употреблять в оде такие же эпитеты, как в дружеском послании.
Интересно, как Державин характеризует глаза. У Ломоносова, кого бы он ни воспевал в одах, глаза только светлые, пресветлые и небесные. Державин для каждого портрета подбирает эпитеты, точно характеризующие глаза персонажа: соколий взгляд русских девушек, очи голубые Венеры, тусклый от слез и страха взор Андромеды, агатовоокая дева (А. С. Стурдза — полу русская-полугречанка по происхождению) и др. Это характерно не только в изображении людей, но такой подход распространяется и на животных: солнцеокиа осетр, красноокие рыбы, желтоглазый сыч (но из дупла, т. е. из темноты, он смотрит огнезеленым взглядом) и т. п.
Державин, вслед за Горацием, называл поэзию "говорящей живописью". И иногда поэтические картины, созданные Державиным, по красочности и тщательному описанию деталей напоминают полотна фламандских живописцев. Например, описание праздничного стола:
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд;
Там славный окорок вестфальской,
Там звенья рыбы астраханской,
Там плов и пироги стоят...
(99) |
Интересно и то, что некоторые приемы передачи цвета в живописи поэт переносит в стихи. Например, художники считают самым трудным передать цвет живого тела — белизну с неприметно проступающей смесью красного и синего. И Державин при характеристике человека с красивой кожей акцентирует внимание читателей именно на смешении этих цветов:
В жилках рук ее пуховых,
Как эфир, струилась кровь...
(352)
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь...
(282)
|
1 Б. В. Томашевский. Стилистика и стихосложение. Учпедгиз, Л" 1959, стр. 205.
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге | Г.Р. Державин. «Анакреонтические песни» | Спасо-Преображенский собор в Тамбове |