Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > Эпитеты Державина

Русанова Н. Б.: Эпитеты Державина. Страница 1

1 - 2 - 3 - 4 - 5

В последнее время значительно возрос интерес к исследованию художественного мастерства писателя, к тем приемам, с помощью которых он создает поэтические образы. В связи с этим изучение эпитета сейчас является особенно важным, потому что "эпитет — одно из самых могущественных изобразительных средств поэтической речи"1.

А между тем эпитет до сих пор по-настоящему не изучен ни теоретически, ни в произведениях отдельных писателей. Поэзия Державина в этом отношении не составляет исключения. Цель моей работы — рассмотрение эпитетов Державина.

Но прежде чем перейти непосредственно к эпитетам Державина — несколько слов о классификации. Единой классификации эпитетов нет, и создать какую-то точную классификацию, по-видимому, вообще невозможно. Расклассифицировать эпитеты очень грудно. При характеристике эпитетов Державина в основу классификации было положено восприятие человеком окружающего мира посредством чувств и на основе опыта дальнейшее его осмысление разумом, т. е. эпитеты были разделены на чувственные (зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные, вкусовые) и интеллектуальные. Кроме того, при разборе выделялись эпитеты в чистом виде и метафорические.

Эпитеты Державина разнообразны. Самые употребительные эпитеты — чувственные, и среди них первое место принадлежит зрительному эпитету. Это не случайно. А. И. Белецкий пишет, что "наиболее значительными из ответов нашего психофизиологического "я" на возбуждения, идущие от внешнего мира, нам представляются ощущения слуховые и зрительные. С них начинается сознательное восприятие мира, к ним чаще всего мы обращаемся в целях его познания"2.

С помощью зрительных эпитетов Державин рисует картины природы, описывает животных, делает бытовые зарисовки, дает портреты людей. И не просто перечисляет все, увиденное им, но, как художник, насыщает свои полотна цветом.

Вот как, например, описывает Державин приход нового дня в оде "Благодарность Фелице":

Предшественница дня златого,
Весення утрення заря,
Когда из понта голубого
Ведет к нам звездного царя,
Румяный взор свой осклабляет
На чела гор, на лоно вод,
Багряным златом покрывает
Поля, леса и неба свод3.

Державин был не первым, изобразившим "натуру" в колорите. Так, у Ломоносова есть подобное же описание зари:

И се уже рукой багряной
Врата отверзла в мир заря,
От ризы сыплет свет румяной
В поля, в леса, во град, в моря4.

Но подобных примеров красочного описания природы у Ломоносова мало, а у других поэтов-классиков (Сумарокова, Хераскова) колоризм отсутствует вообще. К тому же у Ломоносова краски почти везде одни и те же:

Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с Солнцем за собою
Твоей державы новый год5.

А в оде 1750 г. снова:

Когда заря багряным оком
Румянец умножает роз,
Тогда на ветвии высоком
И посреди зеленых лоз
Со свистом птицы воспевают6...

Напротив, у Державина цветовое ощущение мира присутствует всегда. Палитра его необыкновенно богата. Везде он находит особые, присущие данной картине краски. В стихотворении "Ключ" Державин совсем по-другому рисует зарю:

Когда в дуги твои сребристы
Глядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!

(84)


1 С. И. Абакумов. Зрительный эпитет у Тютчева. "Новое дело". Научно-педагогический вестник Рабочего факультета Казанского унив., 1922, т. II, стр. 39.
2 А. И. Белецкий, Избранные труды по теории литературы. Изд. "Просвещение", М., 1964, стр. 193.
3 Г. Р. Державин, Стихотворения. "Библиотека поэта". Большая серия. Л., 1957, стр. 104. — В дальнейшем ссылки на это издание в тексте.
4 М. В. Ломоносов, Стихотворения. "Библиотека поэта". Большая серия. Л., 1935, стр. 48.
5 М. В. Ломоносов, Стихотворения. "Библиотека поэта". Большая серия. Л., 1935, стр. 64.
6 М. В. Ломоносов, Стихотворения. "Библиотека поэта". Большая серия. Л., 1935, стр. 75.


Ночной Эрмитаж в Петербурге

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский, 1811 г.)

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.