Державин Гавриил Романович

 

Пашкуров А. Л.: Русская элегия XVIII - начала XIX века: Г. Р. Державин и М. Н. Муравьев. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4 - 5

Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М. М. Хераскова.

Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:

Смертный в жизни представляет
Зеркало тоски и бед;
Лишь родится он, рыдает,
Так как скорбь предузнает.

Слезы юности всечасно
Без причины отрок льет:
Там учитель занапрасно
Бедного младенца бьет.

Пылка юность повергает
В пущия беды ево,
Он любовниц избирает
И не мыслит ничево.

Как возрос — другая лишность
Кратка века часть займет:
Честь, богатство, слава, пышность
Дух колеблет и мятет.

Старика всяк презирает;
Крепость жизни потеряв,
Мучится он и страдает,
Дряхл, задумчив и не здрав.

Мысль мы к мысли прибираем,
Ищем щастья своево,
Наконец все умираем,
Вот родимся для чево.

М. М. Херасков
«Станс г. Руссо»

Позже эта традиция «скорбной философии» проявится в элегиях Н. М. Карамзина:

Веют осенние ветры
       В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
       Желтые листья.
Поле и сад опустели;
       Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
       Скрылися птички.

............

Странник печальный, утешься!
       Вянет природа
Только на малое время;
       Все оживится,
Все обновится весною;
       С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
       В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
       Старец весною
Чувствует хладную зиму
       Ветхия жизни.

«Осень»

В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты — и связано это прежде всего с именами Г. Р. Державина и М. Н. Муравьева.

Идея о связи этих поэтов не только личностной, но и творческой, уже высказывалась исследователями, в частности, В. А. Западовым. «Поэтические достижения Муравьева, — отметил он, — предшествовали выдающимся успехам Державина в тех же областях поэзии и поэтики»1, подчеркнув, что оба поэта наметили новые пути развития новой русской поэзии XIX в.: Муравьев явился учителем Батюшкова и Жуковского, Державин положил начало так называемому «философскому реализму»2. Заметен их вклад и в развитие русской элегии.


1 Западов В. А. Державин и Муравьев // XVIII век. Сб. 7. М.; Л., 1966. С. 245.
2 Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века: Статья 3-я. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. С. 135-150.

1 - 2 - 3 - 4 - 5


Ночной Эрмитаж в Петербурге

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский, 1811 г.)

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.