Пашкуров А. Л.: Русская элегия XVIII - начала XIX века: Г. Р. Державин и М. Н. Муравьев. Страница 2
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М. М. Хераскова.
Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:
Смертный в жизни представляет Зеркало тоски и бед; Лишь родится он, рыдает, Так как скорбь предузнает.
Слезы юности всечасно Без причины отрок льет: Там учитель занапрасно Бедного младенца бьет.
Пылка юность повергает В пущия беды ево, Он любовниц избирает И не мыслит ничево.
Как возрос — другая лишность Кратка века часть займет: Честь, богатство, слава, пышность Дух колеблет и мятет.
Старика всяк презирает; Крепость жизни потеряв, Мучится он и страдает, Дряхл, задумчив и не здрав.
Мысль мы к мысли прибираем, Ищем щастья своево, Наконец все умираем, Вот родимся для чево.
М. М. Херасков «Станс г. Руссо» |
Позже эта традиция «скорбной философии» проявится в элегиях Н. М. Карамзина:
Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло — Скрылися птички.
............
Странник печальный, утешься! Вянет природа Только на малое время; Все оживится, Все обновится весною; С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде. Смертный, ах! вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.
«Осень» |
В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты — и связано это прежде всего с именами Г. Р. Державина и М. Н. Муравьева.
Идея о связи этих поэтов не только личностной, но и творческой, уже высказывалась исследователями, в частности, В. А. Западовым. «Поэтические достижения Муравьева, — отметил он, — предшествовали выдающимся успехам Державина в тех же областях поэзии и поэтики»1, подчеркнув, что оба поэта наметили новые пути развития новой русской поэзии XIX в.: Муравьев явился учителем Батюшкова и Жуковского, Державин положил начало так называемому «философскому реализму»2. Заметен их вклад и в развитие русской элегии.
1 Западов В. А. Державин и Муравьев // XVIII век. Сб. 7. М.; Л., 1966. С. 245.
2 Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы XVIII века: Статья 3-я. Сентиментализм и предромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л., 1983. С. 135-150.
1 - 2 - 3 - 4 - 5