Западов В. Л.: Поэтический путь Державина. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Благодаря включению автобиографических мотивов стихотворение на общефилософскую тему приобретало необычайно личный, индивидуальный характер.
Содержание стихотворения-размышления о жизни и смерти. Известие о неожиданной кончине приятеля приводит Державина к размышлениям о грозной, неодолимой смерти вообще, о бренности всего мира. И тут же мысль поэта переключается на его, Державина, собственную судьбу:
Как сон, - как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен... |
Такие слова никогда бы не мог сказать условный "пиит". Это говорит сам Гаврила Державин, человек, пораженный вестью о внезапной смерти приятеля, задумавшийся над своей собственной жизнью и пришедший к выводу:
Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно, -
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
|
Стихотворение написано рукой зрелого мастера. Образ часов, символизирующих неизбежный ход времени, создан с помощью великолепной звукописи:
Глагол времен! металла звон! |
Иллюзия мерного, ритмичного боя часов достигается повторением в конце каждой стопы сонорных "л" и "н". В известной степени уже в этом стихотворении можно видеть смешение "высоких", торжественных мыслей и образов с близкими к жизненным, "сниженными", бытовыми образами. Так, например, торжественное обращение к часам:
Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глаз меня смущает;
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет - и к гробу приближает, - |
сменяется образом смерти, нарисованным в несколько "сниженных" тонах, образами, взятыми из реальной повседневной жизни:
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
|
Фигура смерти (смерти!) очень конкретна и ощутима зрительно. Сами художественные образы взяты из обыденной русской жизни: смерть подсекает косой человека, подобно крестьянину жнущему рожь. Далее эта "жизненность" еще более подкрепляется:
И бледна смерть на всех глядит...
(Подавляющее большинство поэтов, современников Державина, сказало бы: "зрит")
И точит лезвие косы.
Отсюда уже недалеко до полностью "бытового" образа смерти:
И смерть к нам смотрит чрез забор...
("Приглашение к обеду")
|
и строк, поразивших своей величавостью и одновременно обыденностью такого художника, как Гоголь.
И смерть, как гостью, ожидает, -
Крутя, задумавшись, усы
("Аристиппова баня") |
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
 Бюст Г.Р. Державина во дворе его усадьбы |  Памятник Г.Р. Державину в Казани |  Памятник Г.Р. Державину в Лаишево, Татарстан |