Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > Державин и Новиков > Иванов М. В.: Державин и Новиков

Иванов М. В.: Державин и Новиков

1 - 2 - 3

Утверждая великие возможности, заложенные в каждом человеке, и Новиков и Державин признают внесословную ценность личности как самую важную. И дело не только в том, что в оде "Бог" Державин провозглашает "библейское" равенство людей: перед богом все равны; внесословный принцип подхода к личности проявляется у Державина в изображении всех сторон человеческого бытия.1Приведем только один пример. В оде "На знатность" (1774) говорится о чести и добродетели как о достоинствах дворян, т. е. выдвигается сословный принцип. Перерабатывая оду в 1794 г., поэт заменяет слово "дворянство" словом "вельможа": породу заменяют личные заслуги человека, отличившегося на государственном поприще.

Однако жизнь человека просветителями понималась как удовлетворение исконных, "естественных", от рождения данных потребностей. Этим утверждалась законность требований личности на счастье и свободу. Так, в произведениях Державина воссоздается яркий, вещный, сияющий мир; поэт прославляет жизнь плотскую, радостную и индивидуальную. Но в таком случае противоречиво решался вопрос: а что же определяет общественное поведение индивида? Коль скоро личная жизнь понималась как семейно-бытовая, а не социальная, то из нее не могла быть выведена гражданская деятельность. И Новиков выдвигает теорию человека как средства (статья "О достоинствах человека..."), утверждает, что внушенный богом нравственный долг повелевает человеку трудиться на благо общества. И у Державина, и у Новикова в принципе и личная жизнь, и общественная деятельность представляются как "естественная" функция человека, но они никак не связаны между собой, не определяют друг друга, а разве что соседствуют и ограничивают друг друга. Поэтому в стихотворении "К первому соседу" (1780) Державин пишет:

Пей, ешь и веселись, сосед!
На свете жить нам время срочно;
Веселье то лишь непорочно,
Раскаянья за коим нет.
(I, 106)

Вот почему пышно описанные в "Вельможе" пиры и празднества не содержат обвинения плохим сановникам: по типу они близки к описаниям в стихотворении "Приглашение к обеду" и даже могли бы быть туда вставлены. Державин порицает недостойного вельможу не за роскошную жизнь, а за то, что тот за пирами забыл о вдовах и инвалидах, которые ждут в приемной его помощи. Для примера сравним "Вельможу" с "Размышлениями у парадного подъезда" Некрасова. Ситуации сходны. Но у Некрасова мотив социальной сатиры и обличения проникает в описание быта министра, его личная жизнь является объяснением общественной позиции, и наоборот, — это две стороны одного явления ("Но счастливые глухи к добру").

У Державина, как видим, эти две стороны (быт и социальное бытие) распадаются на две обособленные сферы. И синтезировать их поэту не удается: общественная жизнь даже не описывается, а декларируется — патетично, абстрактно, риторично; быт же изображается эмпирически. Самое же большее, что мог сделать Державин, это показать, что истинный государственный муж и в простой жизни добродетелен ("Фелица", например). Интересно отметить, что себя поэт никогда не изображает сразу как бытового человека и государственного деятеля. К исключениям, подтверждающим правило, относится "Мой истукан" (1794), где Державин сперва говорит о своей общественной деятельности ("отер сиротски, вдовьи слезы", воспел Фелицу), но, не находя ее достойной славы, предлагает супруге убрать свой бюст "в серпяный... диван". Однако и здесь быт и гражданские дела не находятся в синтезе, а рядополагаются.

Державин и Новиков были людьми долга. Общественная деятельность являлась для них "естественной", разумной потребностью, причем эта деятельность была направлена не на удовлетворение нужд дворянства, а имела общенациональные, патриотические, общечеловеческие цели; на смену сумароковскому принципу сословной морали приходит принцип общечеловеческой нравственности: представитель любого сословия может совершить подвиг на благо родины. В 1777 г. Новиков издал книгу "История о невинном заточении ближнего боярина Артемона Сергеевича Матвеева", в предисловии к которой писал: "Сей (Матвеев, — М. И.) неутомимыми услугами, верностию и преданностию государю, беспредельной любовию к отечеству, милосердием к народу, мудростию и правосудием в делах политических и гражданских, храбростию и прозорливостию в делах воинских и, наконец, ученостию своею снискал себе славное название царского друга и благодетеля народа".2В подтверждение сказанного приводится такой факт: когда Матвеев собрался строить себе дом, то оказалось, что в Москве нет камня. И народ в знак благодарности боярину привез к месту строительства надгробные плиты. Державин прочел эту книгу и впоследствии, в 1791 г., в стихотворении "Ко второму соседу" так откликнулся на описанное событие:

Любовь граждан и слава нам
Лишь воздвигают прочны домы;
Они, подобно небесам,
Стоят и презирают громы.
Зри, хижина Петра доднесь,
Как храм, нетленна средь столицы!
Свят дом, под кой народ гробницы
Матвееву принес.
(I, 442-443)

Утверждение высоких гражданских идеалов осуществлялось и негативным путем, через отрицание. Новиков был первым автором и издателем сатирических журналов, где принципиальная критика выражалась в форме сатиры "на лицо". Когда же Екатерина сумела расправиться с русскими сатириками (изоляция Фонвизина, арест Новикова, закрытие журналов Крылова), их дело продолжил Державин: в 1794 г. он переделывает оду "На знатность" (1777), намного усилив ее критическую направленность.

Решение политических и социальных проблем и у Новикова и у Державина основывалось на разуме и нравственности как "естественных" проявлениях личности, — подход явно просветительский. Следствиями его были нравственное обоснование законов, идеал просвещения как способа обновления наций3и идеал просвещенного монарха — человека на троне. (Державин, обращаясь к Екатерине и Александру, так и писал: "Будь на троне человек"), Безусловно, в таком случае возникал вопрос о том, как оценивать не человека, но просвещенного монарха. Державин давал такой ответ:

Нерон, Калигула, Коммоды
Когда на тронах где сидят,
Хоть поздние их помнят роды,
Но помнят так, как мор и глад.
("Монумент Петра Великого", 1766 — I, 38)

1Эта тема подробно разработана в советском литературоведении. См.: Гуковский Г. А. Вступительная статья. — В кн.: Державин Г. Р. Стихотворения. М., 1947, с. V-VI; Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969, с. 367-432; Серман И. 3. Г. Р. Державин. Л., 1967; Западов А. В. Мастерство Державина. М., 1958.
2Новиков Н. И. Избр. соч., с. 378.
3Мы указываем на общие черты общественной позиции этих писателей, хотя и различия могут быть существенными. Так, Державин изредка декларирует необходимость распространения научных знаний. Для Новикова же, человека более образованного, это стало делом жизни. Он считал, что наука положительно влияет даже на нравственность.

1 - 2 - 3


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Памятник Г.Р. Державину в Лаишево, Татарстан

Памятник Г.Р. Державину в Петрозаводске




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.