Линтур П. В.: Державин и литература Закарпатья XIX столетия. Страница 3
1 - 2 - 3
Духнович вслед за Державиным клеймит придворных вельмож за жестокое их обращение с подчиненными и слугами.
Традиции русского классицизма продолжаются и у младших сверстников Духновича. Например народный поэт Пряшевской Руси Александр И. Павлович, прозванный "маковицким соловьем", в своей молодости принес значительную дань этому направлению (см. его оды-послания "Духу неустрашимого ратоборца Угорской Руси А. И. Добрянскому", "Памяти Александра Васильевича Мартяка", "Памяти 3 годов мною проживших у св. Юра во Львове" и др.).
О том, как державинская муза волновала горячие сердца молодых патриотов Закарпатья, трогательно рассказывает Иван Сильвай в своем автобиографическом стихотворении "Хижина моя":1"... а в особенном уголку... самогласна лира таит на струнах песенку из надземного мира...; как я подрос и стал умней, молитися учил при ней; при ней я в первый раз от роду склонив колени изнемог, Державина услышав оду... Когда же пил я Пушкина "Фонтан Бахчисарайский" — им освежилась хижина, в ней стало все по-райски".
И. Сильвай вошел в историю литературы как самый крупный закарпатский прозаик, но он оставил после себя и солидный сборник стихотворений. В нем державинские мотивы встречаются довольно часто (см. "К богине Правде", "Радуга", "Ода, посвященная памяти батька Константина Матезонского"2и др.).
Державин был учителем в поэзии и для молодого Юлия Ив, Ставровского-Попрадова (см. его стихотворения "Страдание славян", "Прощание", "Родина" и др.), даровитейшего закарпатского поэта XIX в., который в 80-е годы под влиянием Пушкина порвал узы классицизма и вышел на широкий и свободный путь творческого вдохновения.
Но ярче всего державинские традиции выражены в патриотических стихотворениях Евгения Андреевича Фенцика, плодовитого писателя и заслуженного общественного деятеля второй половины прошлого века, издававшего на протяжении 20 лет журнал "Листок". Этот журнал в тяжелые годы политической реакции являлся единственным очагом культурно-национальной жизни Угорской Руси. Е. Фенцик еще студентом Венского университета загорелся идеей славянского содружества, изучил все славянские языки и литературы (позже он написал первую на Украине историю славянских литератур) и стал убежденным сторонником освободительного движения балканских славян. Когда сербский и болгарский народы взялись за оружие, чтобы с помощью России свергнуть позорное турецкое иго, Е. Фенцик приветствовал их борьбу пламенными стихами. Он посвящает балканской войне 1877-1878 гг. целый цикл прочувствованных стихотворений, прославляющих героизм русского народа ("Прорицание", "Русской солдатке", "Полночное видение", "Плевна", "Славянам", "Русскому народу" и др.). Эти стихотворения созвучны державинским победно-патриотическим одам. Приведем отрывок из "Плевны":
Привет вам, дымящи от крови окопы, Восторгом и грустью дышущий привет. Из-за вас славянам блеснул луч свободы, Под вами России спит гордость и цвет! Неволя, злодейство лет пятьсот держали Под страхом кинжала Болгарию всю, Но Россы насилья злу цепь разорвали — Ты видела, Плевна, их в страшном бою. . . Ты видела — братья с какою отвагой Бросались за братьев на штыки в огонь! Весь мир был тронутый великою драмой, Одни паразиты плескали в ладонь. . . Да, русская кровь лилась, а Запад злорадно Глумился, плясал, освещая окна, Забыв, что под Плевной как Феникс внезапно Опять обновится славянска мечта. Мы видели, Плевна, от крови геройской Как рдели за братьев редуты твои И как умирало родное нам войско, Чтоб смертью привесть в жизнь желанья свои....3 |
Итак, поэзия Г. Р. Державина оказала благотворнейшее влияние на закарпатских писателей-"будителей" XIX столетия.
Почему именно Державин оставил такие глубокие следы в литературе Угорской Руси да и во всех славянских литературах? Во-первых, потому, что он был самым крупным русским поэтом допушкинского времени, во-вторых, потому, что он воспел героизм русского народа в войне с вековыми поработителями славян и, в-третьих, потому, что его творчество разрушало узкие рамки классицизма и предоставляло художнику слова свободу и широкие просторы.
1Рукопись. (Из частного собрания автора. — Ред.).
2Конст. Матезонский — учитель И. Сильвая.
3Газета "Карпаторусский голос", 1933, 17 июня.
1 - 2 - 3
Памятник Г.Р. Державину в Казани | Башня Сююмбике - исторический символ Казани | Ночной Оренбург |