|
На победы в Италии
Ударь во сребряный, священный, Далеко-звонкий, Валка! щит,1 Да гром твой, эхом повторенный, В жилище бардов восшумит. Встают. — Сто арф звучат струнами, Пред ними сто дубов горят,2 От чаши круговой зарями Седые чела в тьме блестят. Но кто там белых волн туманом Покрыт по персям, по плечам, В стальном доспехе светит рдяном, Подобно синя моря льдам? Кто, на копье склонясь главою, Событье слушает времен? — Не тот ли, древле что войною Потряс парижских твердость стен?3 Так; он пленяется певцами, Поющими его дела, Смотря, как блещет битв лучами Сквозь тьму времен его хвала. Так он! — Се Рюрик торжествует В Валкале звук своих побед4 И перстом долу показует На росса, что по нем идет. «Се мой, — гласит он, — воевода! Воспитанный в огнях, во льдах,5 Вождь бурь полночного народа, Девятый вал в морских волнах, Звезда, прешедша мира тропы,6 Который след огня черты, Меч Павлов, щит царей Европы, Князь славы!» — Се, Суворов, ты! Се ты, веков явленье чуда! Сбылось пророчество, сбылось!7 Луч, воссиявший из-под спуда,8 Герой мой, вновь свой лавр вознес! Уже вступил он в славны следы, Что древний витязь проложил; Уж водит за собой победы И лики сладкогласных лир. |
Май 1799 год
1 Далеко-звонкий, Валка! щит. «Древние северные народы... возвещали войну и сбирались на оную по ударению в щит; а Валками назывались у них военные девы...» (Об. Д., 674). Валками Державин называет валькирий, бессмертных красавиц дев, носящихся во время битв по воздуху в золотом вооружении и распределяющих смерть или победу между воинами; валькирии подбирают души героев, павших в бою, относят в Валгаллу (Валгалла — рай в скандинавских сказаниях) и там служат им. 2 Пред ними сто дубов горят. «У северных народов было обыкновение торжествовать их победы под звуком арф при зажженных дубах, где и пили они круговую чашу» (Об. Д., 674). 3 Потряс парижских твердость стен? Здесь и далее Державин говорит о русском князе Рюрике, якобы завоевавшем часть Франции. 4 В Валкале звук своих побед. «По древнему варяго-русскому баснословию (так Державин называет скандинавскую мифологию. — В. З.), герои их по смерти своей торжествовали свои победы в Валкале (т. е. Валгалле. — В. З.), т. е. в раю» (Об. Д., 674), куда их души уносят валькирии. 5 Воспитанный в огнях, во льдах. «Суворов, чтоб лучше переносить военные трудности, приучил себя измлада к холоду и к жару, ходя в самые знойные дни с открытою головою и окачиваясь всякое утро холодною со льдом...» (Об. Д., 675). 6 Звезда, прешедша мира тропы. «Комета, прошедшая тропики, или пути солнечные, т. е. Суворов с оружием многие прошел страны» (Об. Д., 675). 7 Сбылось пророчество, сбылось. В оде «На возвращение графа Зубова из Персии» Державин говорил о Суворове, бывшем тогда в опале; «Еще горит его звезда». 8 Луч, воссиявший из-под спуда. «Т. е. бывший под угнетением или в ссылке воссиял вновь славою» (Об. Д., 675).
Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский) | Екатерина Романовна Дашкова | Г.Р. Державин (К. Жуковский) |
|