Его жизнь, литературная деятельность и служба. Страница 26
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 22 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26
По смерти H. A. Львова Державин, подобно Оленину, становится центром литературного кружка. По инициативе Шишкова в доме поэта стали устраиваться вечера с целью дать выдвинуться молодым талантам. Вскоре оказалось, что всему молодому и свежему здесь душно и тесно и вечера служат только самоуслаждению стариков. Таким образом возникла "Беседа", главной заслугой которой в истории нашего общественного развития осталось то, что она привела к появлению, в виде оппозиции архаизму ее, нового кружка - знаменитого "Арзамаса".
На вечерах "Беседы" публика бывала знатная, как и подобало сановникам-учредителям. Здесь, впрочем, в первый раз читал свой перевод "Илиады" Гнедич и часто присутствовал лукавый баснописец Крылов, осмеявший собрание с его организацией в "Квартете". Гнедич читал с пафосом и так напрягал голос, что надо было бояться за грудь его. "Еще несколько таких вечеров, - говорит Жихарев, - и он, того и гляди, начитает себе чахотку".
Каковы были отношения в литературном мире, показывает ответ Державину на приглашение в члены "Беседы" автора комедий Ильина: "членом ли сотрудником быть мне в "Беседе", или иным чем? лишь бы только согласно с волею вашего высокопревосходительства; я все то вменяю себе в особливую честь".
Члены "Беседы" не знали даже о новых талантах и удивились, когда Жихарев прочел им "Сельское кладбище" в переводе Жуковского, тогда как они знали эту элегию только в позднейшем переводе Кутузова. Одного Дмитриева почитали, "да и то разве потому, что он сенатор", а Карамзина признавал лишь Державин.
С переселением в Петербург Жуковского друзья сгруппировались возле него, и образовался кружок "Арзамас". Здесь были Блудов, Дашков и Уваров, сюда перешли и молодые люди из "Беседы", и здесь же появился Пушкин. "Арзамас" существовал недолго, но успел победить "Беседу".
Под влиянием нового в русской литературе поэтического направления, образцы которого дал Жуковский, старик Державин также пробовал перейти в своем творчестве в область героической и сказочной русской древности. В 1812 году он написал род баллады: "Царь-девица", изобразив в ней, впрочем, черты характера и образ жизни императрицы Елизаветы Петровны. Пьесу эту назвал он романсом.
Царь жила-была девица, Шепчет русска старина, Будто солнце светлолица, Будто тихая весна. Очи светло-голубыя, Брови черныя дугой. Огнь - уста, власы - златые, Грудь - как лебедь белизной и т.п. |
В 1794 году Державин потерял свою Плениру, а полгода спустя женился вторично, уже не по любви, но по рассудку. Вторая жена его, Дарья Алексеевна Дьякова, была невесткой друзей его Львова и Капниста и утвердила эти дружеские связи. Она училась немногому, но получила светское воспитание, имела талант к музыке и играла на арфе. К тому же была прекрасной хозяйкой и умела вести дом.
Старики большую часть времени проводили в имении Званка. В стихотворении "Жизнь Званская" поэт описал жизнь эту до мельчайших подробностей. Быт и хозяйство Званки были устроены на широкую ногу; дом и сад часто оглашались веселым говором съезжавшихся гостей, громом домашней музыки и даже пушек.
О последних днях жизни Державина в Званке летом 1816 года любопытные подробности сохранились в дневнике племянницы его Львовой. Особенно подробно было сделано ею описание болезни, смерти и похорон поэта.
Державин не раз при жизни писал "эпитафии самому себе". Одна из них гласит: "Здесь лежит Державин, который поддерживал правосудие, но, подавленный неправдою, пал, защищая законы". Ему хотелось остаться непременно страдальцем в памяти потомства, хотя при жизни, защищая законы, он если и падал, то "вставал здорово", по выражению Фамусова.
Друзья мои, хор муз не пой! Супруга облекись терпеньем, Над мнимым мертвецом не вой. |
Гораздо искреннее его "Признание", отмеченное им как объяснение на все его сочинения. По крайней мере, Державин думал здесь быть искренним, но, как в произведениях своих, так и в характере, он не знал своих слабых сторон.
Потомство достаточно успело изучить и оценить его характер и значение. "Язык, образ мыслей, чувства, интересы - все в нем, все чуждо нашему времени. Но не умер Державин так же, как не умер век, им прославленный; век Екатерины приготовил век Александра, приготовивший наш век; между Державиным и поэтами нашего времени существует та же кровнородственная историческая связь, которая существует и между этими тремя эпохами русской истории...", - так писал Белинский в свое время, но "кровнородственная" связь может ли исчезнуть, может ли не проявиться хотя бы и в более отдаленном потомстве? Историческую связь нашу с прошлым Державин сам верно определил в "Приношении монархине", в начале рукописи, хранящейся в Публичной библиотеке:
Забудется во мне последний род Багрима, Мой вросший в землю дом никто не посетит, Но лира коль моя в пыли где будет зрима, И древних струн ея где голос прозвенит, Под именем твоим она громка пребудет, Ты слабою, твоим я эхом буду жить. Героев и певцов вселенна не забудет, В могиле буду я, но буду говорить. |
Источники
Полное собрание сочинений Державина. Издание Академии наук под редакцией Я. Грота.
8-й том того же издания: Биография Державина, составленная академиком Я. К. Гротом.
Девять томов свыше тысячи страниц каждый заключают в себе громадный и ценный материал для биографии и характеристики поэта и гражданина.
В этом издании можно найти указания на все источники. Со времени его появления, по справкам, наведенным составителем предлагаемого очерка, ничего ценного по отношению к личности Державина в литературе вновь не явилось. Труды по истории минувшего, начала нынешнего веков и мемуары указаны отчасти в очерках о Крылове и Фонвизине, отчасти в других очерках издания "Жизнь замечательных людей".
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 22 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26
Вернутся в раздел «О Державине»
Г.Р. Державин (И. Пожалостин) | Портрет Г.Р. Державина (С. Тончи) | Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский) |