Его жизнь, литературная деятельность и служба. Страница 23
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 22 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26
Не оставляя лиру, Державин продолжал вести как бы поэтическую хронику важнейших современных событий, политических и придворных.
В пьесе "Развалины" откликнулся он, хотя и много времени спустя, на кончину Екатерины; запустение любимого ею Царского Села, военные экзерциции на лужайке, где некогда кипели "шумные забавы" и беседовали философы, - все наводило на печальные размышления и будило воспоминания. В царствование Павла умерли И.И. Шувалов, Румянцев-Задунайский, Л.А. Нарышкин, Безбородко и Суворов. Последний успел еще совершить переход через Альпийские горы и другие подвиги, воспетые Державиным, но в начале царствования был в опале, жил сосланный в своей деревне, и Державин сказал:
Петь Румянцева сбирался, Петь Суворова хотел, Но завистливой судьбою Задунайский кончил век, А Рымникский скрылся тьмою, Как неславный человек. |
Поэт утешал себя тем, что бессмертные дела их не забудет мир, ему же остается
Переладить струны вновь. Петь откажемся героев, А начнем мы петь любовь. |
Таким образом родились многочисленные стихотворения в анакреонтическом роде, подражания классикам и послания.
Со времени революции ненависть и презрение к французам стали модной темой, и Державин не раз к ней обращается.
8 февраля 1793 года Екатерина подписала указ Сенату о разрыве дипломатических сношений с Францией и высылке из России всех французов, которые не примут присяги по прилагаемому к указу образцу. Этот шаг привел к открытой войне при наследнике Екатерины. Державин явился первым выразителем политики России как умиротворительницы Европы. Когда после казни короля брат его, граф Д'Артуа, приехал искать убежища в Петербург, в присутствии его и Екатерины совершена была панихида с музыкой Сарти; Державин написал оду "На панихиду":
Греми, о муза! и искусством Подвигни к жалости сердца, Наполнь одним Европу чувством К отмщенью царского венца. |
Тогда же явились и подражания: "Чувства и размышления на случай убиения Марии-Антуанеты", "Дух гражданина и верного подданного, на старости злодеяниями французских бунтовщиков возмятенный и возбужденный". Ни длина, ни качество этих названий нас теперь не удивят - они в духе века. Революция называлась бунтом и объяснялась просто, как и Державиным в "Колеснице": тем, что возница ослабил вожжи. Воюет Росс за обще благо, говорит Державин в оде "На переход Альпийских гор", поясняя в "Записках", что русские не имели никакой причины к войне, но вступились за угнетенную Европу; напротив, французы начали революцию и сражались не за общее благо отечества, но для корыстных видов и т.п. Это длиннейшее стихотворение заключает в себе все, что угодно: политику, сатиру, богословие - только не поэзию. Оно смело может быть отнесено к числу многих других произведений Державина, о которых Белинский сказал: "читать их тяжело. Это все равно, что читать арифметику, написанную стихами; читатель согласен, что дважды два - четыре, но он тем не менее в отчаяньи, что такие азбучные истины не изложены прозой, без поэтических затей..." Словом, это "диссертация в стихах". В разных выражениях обращается Державин к Суворову с одной и той же мыслью: "Гряди, Алкид, на гидру дерзку", "Гряди спасать царей, Суворов". Последние слова, впрочем, приписывают Павлу. В собственноручном письме опальному Суворову государь призывал его стать во главе кампании. Явясь к нему, Суворов пал на колени и сказал словами псалма: "Господи, спаси царя". Государь ответил: "Ты иди спасать царей". Необходимость борьбы с влиянием революции стала причиной учреждения Павлом в России капитула Мальтийского ордена. Этот орден соединял в себе многих старинных дворян-эмигрантов и оставался представителем старинных привилегий. Павел принял титул Великого магистра, учредил новый орден Св. Иоанна Иерусалимского, возложил его даже на великих княжен и некоторых придворных дам и посвятил "в рыцари" своих сыновей - Александра и Константина. Все это, удовлетворяя еще в детстве проявившейся склонности Павла ко всему романтическому (несмотря на видимое противоречие с его поступками вообще), происходило при торжественной обстановке и, разумеется, воспето Державиным в оде "На Мальтийский орден". И здесь, кроме описания роскошной церемонии, прославления Павла и победы русского флота в Средиземном море, не пропустил он случая бичевать французов:
Безверья гидра проявилась, Родил ее, взлелеял галл. |
Затем картина всеобщего разрушенья заключается словами:
Европа вся полна разбоев, Цареубийц святят в героев, Ты, Павел, будь спаситель ей... .................... Так чьи ж поддержат небо плечи? Один бессмертный, твердый Росс. |
Автор думал, поясняет он сам, что "некому привесть французов на истинный разум, как одним русским..."
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 22 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26
Портрет Г.Р. Державина (С. Тончи) | Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский) | Портрет Г.Р. Державина |