Рычкова Е. Л.: К вопросу об употреблении лексем с количественным значением в поэзии Г. Р. Державина. Страница 1
1 - 2
В лексике есть целый разряд слов, выражающих количественность в широком смысле. Нужно отметить, что, вслед за Бодуэном де Куртенэ, мы придерживаемся широкого понимания количественности — как всеобъемлющей категории, включающей числовые, размерные, временные характеристики предметов, а также понятия интенсивности и степени.
В свете изучения категории количественности и её лексико-семантического выражения в языке представляется интересным проанализировать функционирование интересующих нас лексем в языке художественной литературы, а особенно — в поэзии, поскольку "хорошо известно, что для языка поэзии ведущими дифференциальными признаками являются: образность лингвистического плана, многоплановость использования потенциальных семантических характеристик слова и, весьма часто, — необычные сочетания" [Гальперин 1977: 18].
Наблюдения показывают, что в языке произведений Г. Р. Державина количественные лексемы часто претерпевают процессы семантической трансформации, употребляясь в метафорическом, образном значении, участвуют в создании выразительных художественно-поэтических средств, выполняют экспрессивную функцию, неотъемлемо присущую поэтическому языку.
К числу подобных словоупотреблений в поэзии Г. Р. Державина следует отнести использование указанных лексем в их переносном и символическом значении. Например:
Идут в молчании глубоком
Во мрачной, страшной тишине
(то есть в полном, совершенном молчании).
("На взятие Измаила")
Пусть боги свыше посылают
Жестокий зной иль лютый мраз.
(то есть очень сильный)
("На ворожбу")
... Чтоб я за кажду каплю крови,
За всякую бы каплю слез
Тебе ответствовать могла
("Изображение Фелицы").
|
В последнем примере лексема капля, обладая количественным значением, является, по определению В. П. Жукова, "символически маркированным компонентом", характеризующимся устойчивой, символически значимой ассоциацией с общей идеей минимального количества (подобный смысл данной лексемы реализуется в многочисленных устойчивых сочетаниях русского языка: ни капли, капля за каплей и др.)
Для поэтического языка Г. Р. Державина характерно использование лексем со значением большого, неисчислимого количества как пространственной, так и временной характеристики. Например: бессмертный, вечность, безмерно, бесконечно и др. Такие словоупотребления выполняют особую функционально-поэтическую нагрузку, являясь по сути гиперболизирующими, а гипербола, как известно, распространенный прием создания образности: "... преувеличивая то или иное качество или количество, можно лучше выявить особенности явления, представить его более наглядно" [Гвоздарев 1977: 51].
К этой группе словоупотреблений примыкают и случаи использования лексикализованных форм множественного числа имен числительных в значении огромного, неизмеримого количества. Наиболее частотными для языка произведений Г. Р. Державина оказывается употребление таких лексем, как тысяча, миллион. Например:
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд.
("Фелица")
На небеса воздели руки
Младенцев миллионы вдруг.
("Изображение Фелицы") |
1 - 2
Памятник Г.Р. Державину в Петрозаводске | Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге | Бюст Г.Р. Державина во дворе его усадьбы |