Державин Гавриил Романович

 

Панин C. В.: Автобиографическая дилогия Г. Р. Державина. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4

Естественно, чтобы будущие поколения смогли верно оценить вклад Державина в русское Просвещение XVIII века, он должен был обрисовать наиболее полную картину своей деятельности. И в воспоминаниях о своей жизни и творчестве он пошел по пути, уже намеченном в кратком автобиографическом очерке, рассказывая в одном случае о служебном, а в другом о литературном своем поприще, взаимодополняя рассказы фактами и дополнительными сведениями, что дает основание считать воспоминания Державина автобиографической дилогией.

Первой тщательному разбору была подвергнута им его литературная стезя. В 1805 г., сразу после написания «Нечто о Державине», поэт продиктовал «Примечания на сочинения Державина». Е. Н. Кононко, разбирая рукописи Державина, отметила, что они «хранят на себе следы тщательной правки, многочисленные помарки, приписки, сделанные Державиным, Болховитиновым, а иногда и другими лицами, читавшими рукопись (например, Д. И. Хвостовым)»1.

Сам Державин так оценил значимость своих «Примечаний» в одном из писем А. Ф. Мерзлякову: «Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по служению моему при дворе, я принужден был закрывать истину инописанием и намеками, из чего само по себе вышло, что в некоторых моих произведениях и поныне многие, что читают, того не понимают совершенно... Все примечатели и разбиратели моей жизни без особых замечаниев, оставленных мною на случай смерти моей, будут судить невпопад» (6, 652).

Е. Н. Кононко так оценила «Примечания»: «... их содержание не соответствует скромному названию: их вполне можно рассматривать как самостоятельное произведение Державина, один из образцов его прозы... В "Примечаниях" Державин раскрывает ту правду, резкую, суровую, которую он при жизни вынужден был маскировать от глаз своих современников, выполняя этим, хотя бы посмертно, свой долг поэта, глашатая истины... Мы видим Державина-поэта, замыслы его произведений и их судьбу, литературную жизнь того времени и т. п. Кроме того, они представляют собой яркий, выразительный документ эпохи в целом» (1973, 2, 108-109). Подтверждением этому могут служить слова самого Державина о своей книге, которые имеются в примечаниях к его оде «Памятник»: «Назвал же он сию оду "Памятником" потому, что книга его может быть потомству памятником дел, обычаев и нравов его времени, и что все его сочинении ничто, как картина века Екатерины» (1974, 1, 93).

Во вступлении к «Примечаниям» Державин обозначил их хронологические границы: «Все его известныя сочинении писаны автором во время его службы с 1777 по 1805 год между дел, по случаям в праздное время, когда что удавалось». Державин попытался рассмотреть только завершённые произведения, специально подчеркнув: «... иныя оды, хотя и небольшия, но, быв начаты, некончены были и чрез несколько лет были окончены, а другая остались и совсем незаконченными; а потому он и не сможет выдавать их за таковыя творении, которыя бы были совершенно мастерския» (1973, 2, 110). Размышляя над поэтическими строчками, Державин по крупицам восстанавливал события минувших дней, вспоминал и оценивал по-своему людей, события, факты, пытался анализировать различные ситуации из прошлого и предугадывать течение исторических событий, а иногда и просто воспроизводить чувственные мироощущения. Например, в примечаниях к своей оде «На панихиду Лудовика XVI», написанной сразу после совершения панихиды в Санкт-Петербурге по казнённому революционерами французскому императору в 1793 г., говорится: «Она (ода. — С. П.) тогда же напечатана и поднесена государыне и переведена на французской язык. Покойный Зиновьев, бывший в Гишпании посланником, находясь тогда в Петербурге, сказал, что при многих бы европейских дворах не снесли таких смелых выражений, как тут, что добродетели одной принадлежат только, а не сану и титулу почтение. Сие делает также императрице честь. Заключение, что несут на крыльях оды громы, автор предвидел, что пошлются российския войска на усмирение возмутителей. Когда бы Екатерины продлился век, то поражение молний российских орлов может бы более успеха имело и зделало бы конец революции, нежели потом экспедиция при Павле, к которой он при государыне еще приготовлялся» (1974, 1, 87).

Державин, следуя модной в то время традиции переложения в стихотворную форму библейских псалмов и пояснив, что псалмом № 1 — «Истинное щастие» — был «преложен в стихи по поводу токмо тому, что все почти русския стихотворцы его перелагали», тут же отметил, что обращение к псалму № 100 («Праведный судия») имело иную мотивацию: он «преложен в стихи по случаю вступления автора по статской службе в важныя должности, которым он думал предписать себе правила» (1973, 2, 112).

К написанной в мае 1795 г. оде «Соловей» прилагаются следующие примечания: «Автор, желая сколь можно изобразить соловья, сего славнаго певца природы имел в своем кабинете. Сколь можно, хотел он изобразить натуру, но коль невозможно ея подражание! Впрочем мысль его была дать урок себе и прочим лирикам, как писать оды, сказав, чтобы оне были отважны, быстры, плавны и кратки, как дивное пение соловья» (1974, 1, 92).

«Примечания» содержат фрагменты, повторяющие содержание автобиографического очерка «Нечто о Державине», что также может служить доказательством их смыслового единства. А это, в свою очередь, подтверждает идею о державинском замысле дилогии о своей жизни. Например, в предисловии к «Примечаниям» описан уже упоминавшийся в очерке случай подношения Державиным императрице Екатерине II собрания своих сочинений, которое было не востребовано и пролежало под спудом несколько лет. Державин сделал очень важные добавления к первоначальному тексту очерка: «При напечатании были от цензуры затруднении, которыя объясняются в принадлежащем им месте, хотя впрочем они все были уже напечатаны в журналах разных годов. В сем "Предисловии" между прочим просит сочинитель от своей покровительницы защиты, сказав, что она была уже ему от клевет спасеньем; потому что было много на него гонений по службе, которыя здесь описывать было бы не у места, а также и для того, что как есть в творениях его места весьма смелыя, которыя предполагал он, что неприятелями толковаться будут в худую сторону, то и предупреждал он сим предисловием их толки... При всем том не избежал он однако вредных для него наущений, что также в своем месте покажется» (1973, 2, 110).

Таким образом, Державин намеревался продолжить свои автобиографические сочинения. «Примечания» завершают комментарии к оде «Лебедь» (1805), где поэт заявил, что «не останется, как прочие вельможи, тлеть между кавалерскими звездами в гробе, он будет бессмертен памятью как поэзии, в которой он говорил языком сердца, так и по правилам третейского суда, которые он поднес императору, веселяся, что он доставит тем некогда благо своему отечеству» (там же).

Вернулся вновь к своей автобиографической дилогии Державин в 1808 г., когда готовилось к выходу первое собрание его сочинений. В предисловии он обещал читателям написать примечания к своим литературным произведениям и показать «случаи, для которых что писано и что к кому относится»2.

В 1809 г. он исполнил это обещание, в своём имении Званка продиктовав племяннице Елизавете Николаевне Львовой «Объяснения» на свои сочинения. Они стали развёрнутым продолжением «Примечаний», написанных в 1805 году. В «Объяснениях» Державин построчно анализирует фрагменты своих произведений. Вот как это воплотилось, например, в разборе оды «Бог»:

Без лиц, в трех лицах Божества.

Автор, кроме Богословскаго Православной нашей церкви догмата, разумел тут три понятия Метафизическия, то есть: безконечное пространство, безпрерывную жизнь в движении вещества, и неокончаемое течение времени, которыя Бог в себе вмещает.

Пылинки инея сверкают.

Обитателям токмо Севера сия великолепная картина бывает видима в ясный день, в большие морозы, по большей части в марте месяце, когда уже снег оледенеет и пары, в ледяныя частицы обратившиеся, носятся по воздуху и как искры сверкают.

И благодарны слезы лить.


1 Кононко Е. Н. Примечания на сочинения Державина // Вопросы русской литературы. Львов, 1973. Вып. 2 (22). С. 107. Далее ссылки на эту работу в тексте с указанием года, выпуска и страницы.
2 Державин Г. Р. Сочинения: В 5 т. Т. 1. СПб., 1808. Предисловие.

1 - 2 - 3 - 4


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Золотая медаль «Г.Р.Державин»

Портрет Г.Р. Державина (И. Смирновский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.