Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > Басни Г. Р. Державина > Завершает свои произведения

Морозова Е. А.: Басни Г. Р. Державина. Страница 4

1 - 2 - 3 - 4

С лукавой серьезностью он повествует о Собаке, которая «у Старушки из клетушки» «украла мяса часть»,

И ну бежать с добычей прочь

Во всю собачью мочь,

По опытам то знав, что стары бабы строги,

За сорванны куски ломают ноги

Ухватами, клюками у собак.

А в басне «Аист» перед нами строгий судья, который, обращаясь к читателям, выносит свой вердикт:

И великаны тем бывают

Страшны и велики,

Когда их карлы окружают.

Завершает свои произведения Державин всегда заключительной репликой — концовкой, раскрывающей мораль басни. Именно она придает басенному сюжету обобщающий характер. Надо сказать, автор использует разные варианты концовок. Так, описывая единичный случай, он намеренно указывает на его типичность:

Ах! сколько в свете мы примеров тех видали,

Что, быв несытными накраденным добром,

Еще в чужом Пустую тень хватали.

«Собака и Старуха»

Или в заключение дает наставления рекомендательного характера:

Не надо допускать класть на себя повязку

И вслед друзей своих будто слепцу ходить

Или глядеть на них тихонько из-под маски,

А инак — голову сломить.

«Жмурки»

Мораль басни может заключаться и в выразительной реплике, передающей мнение автора устами персонажа. Державин весьма неохотно предоставляет слово своим персонажам, предпочитая высказываться сам. Тем не менее, и этот прием он использует, хотя и очень редко. Так, например, в басне «Корабль и игла» рассуждения Корабля о собственном превосходстве

... чтоб смел со мною кто равняться

В отваге, быстроте, величии, красе, —

Не может статься:

Ничто передо мною все! —

были прерваны замечанием Иглы:

Сказала на корме магнитная игла:

Ты царь морей! я твой министр, я прах земли

И в мыслях равной быть с тобой страшуся;

Но, смею доложить: я сколько ни мала,

А лишь попорчусь, пошатнуся, —

Ты сядешь на мели.

А для выражения основной мысли басни «Голуби» поэт использует перефразированную пословицу:

Без стариков-вождей, дане узнав и броду,

Соваться в воду,


И плохо по одной теорьи воевать.

(Выделено мной. — Е. М.)

Это обращение к народной мудрости было не случайным. Державин очень внимательно подбирает слова, избегая излишнего украшательства, старается говорить языком обычным, повседневным, всем доступным. Именно поэтому он использует и богатые возможности народной речи, в том числе идиоматические и просторечные выражения, диалектные слова (например: слота, подцапали, помститься, по целку, встать в пень). Он стремился сделать слог басни легким, забавным, ориентируясь на живую разговорную интонацию, чему во многом способствовал и разностопный вольный ямб, который Державин перенял у предшественников. В то же время инверсии (неестественность синтаксического построения фраз), присущие языку его басен, существенно затрудняют их восприятие. Возможно, это ощущал и сам автор. Многие его басни сохранились в нескольких редакциях, что позволяет проследить характер вносимых изменений. Державин, будучи не удовлетворен качеством своей работы, неоднократно вносил правку в тексты басен, трудился над строками, казавшимися ему недостаточно совершенными, стремясь к максимальной точности, краткости и, в то же время, выразительности стиха. В этом, вероятно, и кроется причина того, почему Державин почти не печатал свои басни, а вовсе не в его «политической осторожности и опасениях нажить баснями неприятностей»1.

Кроме того, такая тщательная, кропотливая работа над словом, безусловно, свидетельствует о серьезности отношения автора к своим произведениям. Басни не побочный продукт творчества нашего поэта, а его полноценная составляющая, требующая к себе более детального и всестороннего внимания исследователей.


1Русская басня XVIII и начала XIX в. Л., 1951. С. 525.

1 - 2 - 3 - 4


Портрет Г.Р. Державина

Портрет Г.Р. Державина

Портрет Г.Р. Державина




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.