Державин Гавриил Романович

 
Главная > Критика > Пушкин и Державин > Это понимание художественного открытия

Макогоненко М. Г.: Пушкин и Державин. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4

Другой метод — прямая ссылка в художественном произведении на опыт Державина. Так сделал Пушкин в "Езерском":

Допросом Музу беспокоя,
С усмешкой скажет критик мой:
"Куда завидного героя
Избрали вы! Кто ваш герой?"
- А что? Коллежский регистратор.
Какой вы строгий литератор!
Его пою — зачем же нет?
Он мой приятель и сосед.
Державин двух своих соседов
И смерть Мещерского воспел;
Певец Фелицы быть умел
Певцом их свадеб, их обедов,
И похорон, сменивших пир.

Но это не только ссылка на авторитет Державина — здесь Пушкин отчетливо формулирует свое понимание природы художественного новаторства Державина: он открыл поэзию жизни действительной, стал изображать обыкновенное.

Величайшей заслугой Пушкина Гоголь считал высокое мастерство в изображении обыкновенного, подлинной жизни в ее истине. Причем подчеркивал: "... чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное, и чтобы это необыкновенное было между прочим совершенная истина".1

Это понимание художественного открытия Державина пришло не в "Езерском", а значительно раньше. Первая глава "Евгения Онегина" написана с учетом опыта Державина в изображении обыкновенного. Описание одного дня жизни Онегина с утра и до глубокой ночи непосредственно связано с первым в поэзии описанием одного дня жизни поэта в "Жизни Званской". В "Евгении Онегине" Пушкин подхватывал и продолжал традицию, в "Езерском" он обогащал ее, принципиально настаивая на преемственности. Это и был пересмотр наследия Державина, показ подлинного золота его поэзии, активно участвовавшей в создании новой литературы.

Не имею возможности подробнее остановиться в этой связи на "Езерском". Обращу лишь внимание, что ссылка на Державина носит принципиальный и развернутый характер — этому посвящено пять строф. Отстаивая право поэтов жизни действительной на изображение не "возвышенного предмета", а обыкновенного (не знатного героя, а "просто гражданина столичного"), Пушкин, беря в союзники Державина, утверждает свободу художника от "правил", от обязанности идти "дорогой" школы. Для истинного поэта "условий нет":

Глупец кричит: куда? куда?
Дорога здесь. Но ты не слышишь,
Идешь, куда тебя влекут
Мечты златые...

Державин для Пушкина — поэт, "смелость" которого, так его восхищавшая, проявлялась не в отдельных выражениях, а в том, что он отказался идти по "дороге", указанной нормативной поэзией, искал и находил свои пути.

С Державиным "беседует" Пушкин при работе над двумя программными стихотворениями 1830-х годов "Осень" и "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". О связи двух "памятников" — Пушкина и Державина — писалось достаточно много. Характер ее в основном ясен. О державинском начале в "Осени" говорилось мало. Вот почему об этом следует сказать подробнее.

Обстоятельства жизни Пушкина в 30-е годы складывались трагически. Окованный "милостями" Николая I, поэт оказался принужденным жить в столице, поддерживать контакты со двором. Борясь за свободу и независимость, Пушкин вынашивал план бегства из Петербурга "в обитель дальную трудов и чистых нег". Такой обителью в эти годы становилось Болдино. Всякий раз попадая в деревню, Пушкин работал много, легко и вдохновенно. В 1833 г. здесь и было написано стихотворение "Осень", посвященное творчеству.

Тема творчества — одна из важнейших в поэзии европейского и русского романтизма. Образ поэта в ней трактовался в духе философской концепции романтического идеализма. Поэт представал жрецом и провидцем, отрешенным от всего земного, житейского, бытового. "Небесный дар" поэта отделяет его от толпы, от других людей. "Оракул истины" — существо особое по природе своей, лишенное конкретных черт живой личности поэта. Пушкин, создавший уже реалистический роман, реалистическую трагедию, реалистические повести, не мог принять ни романтической философии творчества, ни романтического образа поэта. Реализм обновлял и лирику, но реализм этот обретал свои особенные черты.

В "Осени" образ поэта был раскрыт конкретно, автобиографически. Пушкин — частный человек, со своей трагической судьбою, своими привычками, условиями жизни в деревенской глуши, и Пушкин-поэт — единая личность, для которой поэзия — труд, форма деятельности, творчество, которое есть высшее проявление ее духовности. Традиционно высокое, надындивидуальное, очищенное от всякой "земности" дерзко предстало в "Осени" как обыкновенное. Обыкновенна жизнь Пушкина в помещичьей усадьбе, обыкновенна северорусская природа в пору своего увядания, обыкновенны не только любимые занятия Пушкина-человека ("Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, махая гривою, он всадника несет..."), но и обращение к творчеству Пушкина-поэта ("И с каждой осенью я расцветаю вновь... И забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждается поэзия во мне..."). Образ поэта дан в точно выписанном бытовом окружении, "пробуждение поэзии" предстает как проявление духовной деятельности данной личности, в обстоятельствах, мотивированных его жизнью. Оттого стихотворение насыщено буднично-бытовой лексикой, словами, которые сам Пушкин называл "прозаизмами". Но стихотворение не стало жанровой картиной жизни в Болдино. Произошло чудо — через быт неистовым светом засветилось бытие духа. Обыкновенное вдруг оказалось преображенным и предстало самой возвышенной поэзией. Эту особенность реалистического лиризма Пушкина отлично понимали его современники. Один из них так определил это чудо: "Читая Пушкина, кажется, видишь, как он жжет выжигу из обносков: в один удар тряпье в золу, и блестит чистый слиток золота".2

"Осень" — одно из вершинных созданий Пушкина-лирика, важнейшая веха в развитии реалистической лирики. Но и это стихотворение имеет свои корни в предшествующей традиции. Пушкин сознательно подчеркнул это, взяв эпиграфом стих из Державинской "Жизни Званской". "Жизнь Званская" — первый опыт в новом, идущем в русле "поэзии действительности", решении темы творчества и поэта. Именно здесь поэт раскрыт в своей биографической конкретности и бытовом окружении. Здесь истоки пушкинской способности, неоднократно подчеркивавшейся Белинским, делать поэтическими самые прозаические предметы. Тематическая близость "Осени" к "Жизни Званской" проявляется в том, что она является как бы описанием "Жизни болдинской".


1Н. В. Гоголь, Полное собрание сочинений, т. VIII. Изд. АН СССР, М. — Л., 1952, стр. 54.
2Пушкин в воспоминаниях современников. Гослитиздат, М., 1950, стр. 457.

 1 - 2 - 3 - 4


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге

Екатерина Яковлевна Державина

Памятник Г.Р. Державину в Лаишево, Татарстан




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.