Кокшенева К. А.: Драматические сочинения Г. Р. Державина. Страница 5
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Державин, конечно, знал и разделял эти взгляды Львова. В «Беседе любителей русского слова» также, как известно, одной из целей полагалась «необходимость противодействовать наплыву чужеземных элементов, уже достигшему неблаговидных размеров»1.
Державин не забывал повторять, что содержание своих произведений для сцены он черпал из истории и баснословия. Но интересна и его попытка — для нас ценное свидетельство исторического мышления на рубеже XVIII и XIX столетий —сопоставить времена.В предисловии к «Грозному» можно прочесть следующее: «Кнынешним военным обстоятельстваммне показалось оное приличной» (4, 492. Курсив мой. — К. К.). «Прилично» сочинение о Иоанне Грозном в обстоятельствах недавно закончившейся Отечественной войны. «Кровожаждущие варварские орды» французов очень легко «подставлялись» на место «татар». Вождь же французов, продолжает сопоставлять Державин, чем не волшебник Нигрин? Для Державина волшебное — всегда враждебное, всегда на стороне противников русских воинов. Так и здесь, он запросто сравнивает Наполеона со своим оперным Нигрином — «родство» их видит в хитрости, обмане, коварстве; отказывает им в мужестве. Змей, продолжает Державин дальше трактовать события оперы, подобен «адскому демону, всю злобу на Россию изрыгающему». Восстановление и воспроизведение на театре чувства ненависти противников-завоевателей, испытанное на себе, достаточно для того, чтобы считать это историей. Не факты, не бытовые подробности, а строй чувств должен быть соответственным историческому произведению, историческим деяниям и событиям. Наконец, образ царя Иоанна должен заставить современников вспомнить о своем, ныне здравствующем царе Александре, обратить взоры к нему, «победившему врагов всей вселенной и утвердившему свободу и блаженство не токмо России, но всей Европы» (4, 492). Исторические картины вызывали в Державине ощущение монументальности дел в России. И от публики требовал он высокости чувств, равной высокости предмета. В этом и был смысл сопоставления времен.
5
Державиным были написаны четыре трагедии, одна из которых осталась незаконченной: «Ирод и Мариамна» (1807), «Евпраксия» (1808), «Темный» (1808), «Атабалибо, или Разрушение Перуанской империи», трагедия с хорами, незаконченная (не позднее 1813 г.). Две из них — «Евпраксия» и «Темный» — опираются на русскую историю. В «Евпраксии» сюжетным источником стало «Сказание о нашествии Батыя на русскую землю» — рязанское княжество Юрия. В «Темном» — борьба за великокняжеский стол в годы правления Московского (с 1425 г.) князя Василия II Васильевича Темного (1415-1462). Обращение в начале XIX столетия к истории России не было новостью — современников в большей степени интересовалареализацияисторической темы в жанретрагедии. Это было время, когда уже внутри жанра классической трагедии появляются сентиментальные мотивы, но они еще не разрушают жестких жанровых канонов; уже ставятся новые задачи и по-новому осмысленные художником они не вмещаются в рамки старых форм, которые еще им же полагаются обязательными.
Державин не боролся с жанровой иерархией, установленной классицизмом, и не подвергал сомнению принятые правила — они не стесняли его свободы и его представлений о трагедии. Трагедии Державина не содержали той новизны, что заставила бы критиков и знатоков интересоваться ими наравне с озеровскими. Даже А. Ф. Мерзляков, столь пристрастный к правилам и риторике, назвал их «развалинами Державина»2.
У Державина все устойчиво. Во-первых, он без насилия над собственным дарованием, сохранял во всех трагедиях «известные единства». В трагедии «Темный» одно из этих правил — единство места — даже помогает ему. На сцене запрещено было показывать православные храмы. В судьбе же его героя — Василия Темного, был эпизод, когда противники схватили его в то время, как он был на молитве в Лавре. А потому, говорит Державин, «изобрел я место зрелища близ Углича в мрачной лесной пустыне между простыми сельскими строениями...» (4, 324). Об этом своем намерении — сохранить единства — Державин говорит в каждом предуведомлении к трагедиям. Другой признак, характерный для державинского понимания целей театра, был тоже вполне традиционный: «... театр есть кафедра добродетелей, а эшафот пороков» (Там же). Наконец, постоянный акцент на развитом чувстве долга в героях (в женских образах — своим мужьям и родительской воле, в мужских — к родине, отечеству, земле) делал его в начале XIX столетия «безнадежным» архаистом. Драматические сочинения Державина при его жизни были известны очень небольшому кругу лиц. И если современники видели и ценили в его трагедиях прежде всего патриотизм («Монологи Евпраксиины весьма характерны, — писал Евгений Болховитинов, — а патриотизм разлит по всей трагедии разительнейшими чертами, которые могут пристыдить нас в нынешнее время»3), то новейшие исследователи полагают главной художественной функцией державинских трагедий дидактизм4.
В предисловии к трагедии «Темный» Державин отмечал: «... напоминать историю, а особливо отечественную, думаю, не бесполезно. Выводить из ея мрака на зрелище порок и добродетель<...>главная, кажется, обязанность драматических писателей» (4, 322). Вместе с тем, эта задача не была у поэта конечной. В предуведомлении к «Евпраксии», как раньше к «Пожарскому», Державин подчеркивает, что в его трагедиях нет вымысла, все — наша история; сюжетные же добавления, «усиления» он делал в согласии с возможностями искусства, где «романический вымысел» не только допускается, но и поощряется. В «Темном» он усилил причину раздора братьев Шемяки и Василия любовью первого к Марии, жене Василия. В добавление к этому он использует и детали: поясу, отнятому у Шемяки матерью Василия, придал драматург «священное уважение, свойственное суеверию тогдашнего времени» (4, 324) и превратил эту деталь в дополнительную характеристику героя.
Не раз вспоминает Державин деятельность императрицы Екатерины на государственном и драматическом поприще, что, как правило, оценивалось негативно. Мы же можем предположить, что Державин преследовал не элементарную цель — прославления и почитания государей российских. Упоминая об истории ближайшей, он как бы приближал к читателю, будущему зрителю давние исторические события, давал возможность ощутить время прошлое, создавал иллюзию его реальной осязаемости. Он словно выстраивал обратную историческую перспективу: от «прочного и незыблемого спокойствия» екатерининского времени, славного подвигами россиян, дающими мир и покой — цель исторических деяний, обязательную для царей, — к татарскому нашествию и освобождению от него ради мира и покоя.
Кроме того, Державин усиливает смысл своих трагедий, актуализируя его и тем, что татарское нашествие в «Евпраксии» предстает не только как физическое порабощение россиян, он говорит о татарах как «злейших врагах христианства», стремящихся «истребить православную нашу веру и охладить любовь к отечеству...» (4, 248), посягающих на нравственные наши устои, ибо Батый потребовал от князя Федора привести к нему жену — Евпраксию. В целом же, патриотизм Державина вылился в традиционную формулу: «... если бы предки наши отступились отверы, охладели в любви котечествуи верности кгосударям, тогда уже Россия давно бы не была Россиею» (4, 251. Курсив мой. — К. К.). Державин опирался на непонятное нам, но исторически присущее его времени, представление о державе и о царе как помазаннике Божием, т. е. видел в истории России священный (сакральный) смысл5. Ставшее «догматической триадой» традиционное чувствование — вера, отечество, царь — и судьба самой «триады» заставляют нас стыдливо отделять большого поэта от его собственных мыслей или непременно искать тираноборческие мотивы. Хотя, должны мы отметить, оставаться верным такому умонастроению в XVIII в. стало уже проблематичным: «Положительная религия на взгляд философов XVIII века есть результат своекорыстия правительств, невежества массы и обманов духовенства. Так как положительная религия держится на двух столпах — на признании бытия Бога-мироправителя и бессмертии души человеческой, то следовало отнять эти столбы или, говоря в духе философов XVIII века, уничтожить эти пугала»6. Религии все чаще придавали значение, если она «оглядывалась» на политические цели времени.
Обращение Державина-драматурга к древней русской истории было в определенной степени условным и поэтическим. Новизну же державинского интереса к истории современные исследователи видят во «внимании к "духу времени" и национальному колориту»7. Памятники истории и культуры становятся источником развития историзма. Говоря словами Карамзина, в истории выбираются «случаи и характеры.., которые могут быть предметом художеств» (название статьи Карамзина 1802 года). В. А. Озеров, Н. М. Карамзин, В. Т. Нарежный, Д. Ф. Иванов, М. В. Крюковский, С. Н. Глинка обращаются в начале века к российской истории и создают драмы и трагедии. Национальная история возвышала трагедию и соответствовала представлению авторов о героическом спектакле. Трагедиям «о тиранах и пролитии крови» все чаще противопоставляется более «семейственная картина»: «Я, — замечает П. А. Вяземский, — уподобил бы... трагедию картине семейственной, которой живейшие права на сердце наше основаны на отношениях частных»8. В. Капнист, передавая свои впечатления от спектакля «Эдип в Афинах», обращался к автору с такими словами:
Благодарю тебя, чувствительный певец!
В душе твоей сыскав волшебный ключ сердец,
И жалость возбудя в чете гонимой роком,
Ты дал почувствовать отрадным слез потоком,
Который из очей всех зрителей извлек,
Что к сердцу близок нам несчастный человек.
О, как искусно ты умел страстей движенья
В изгибах душ открыть и взору показать... |
1Грот Я. К. Жизнь Державина... Т. 1. С. 914.
2См.: Там же. С. 883.
3См.: Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности имп. Акад. наук: Чтения 18 декабря 1867 года в память митрополита Киевского Евгения. СПб., 1868. T. V. Вып. 1. С. 75.
4Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. С. 8.
5См.: Тихомиров Л. A. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1897.
6Терновский Ф. Русское вольнодумство при императрице Екатерине II // Труды Киевской Духовной академии. Киев, 1868. Т. 1. С. 402.
7Кочеткова H Д. Трагедия и сентиментальная драма начала XIX в. С. 203. Нельзя не отметить, что «Национальный колорит» проявлялся у Державина разнообразно. Так, в «Пожарском» образ Марины Мнишек обрисован в полном согласии с народным повернем о ней. Державин пишет сцену свидания Марины и Пожарского, что было чистым вымыслом. И пишет для того, чтобы представить Марину «прелестницей и чародейкой», завлекающей Пожарского в свои сети. Пожарский побеждает свою страсть, возникшую под чарами Марины. Она — колдунья, чародейка; ее «волшебство» оценивается как враждебное. Любовный момент, примешанный к героизму, и победа над чарами придавали Пожарскому сугубую героическую важность.
8Вяземский П. Л. Сочинения. Т. 2. С. 17.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Портрет Г.Р. Державина | Конверт почтовый «Памятник Гавриле Державину в Тамбове» | Памятник Г.Р. Державину в Казани |