Державин Гавриил Романович

 

Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта). Страница 8

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Революция, по мнению Державина (по поводу революции во Франции им написано много), несет с собой смерть, кровь и разрушения, а потому звукопись его стихотворений об этом общественном катаклизме близка к звуковым характеристикам «неживых» звуков. Например, оду «Ехидство» он начинает словами:

Ты лира прежде воспевала,

любовь, беспечность и покой,

в уединеньи утешала

и кмирудух склоняла мой,

другим днесь звуком наполняйся!

Яхидство петь приготовляйся

подай унылой тон струнам.

Пусть мрачное ожесточение,

печали, радость и смущенье

Развеетстрахпо всем сгронам1.

Или же пример, где характеристики «звуков революции» совпадают с «звуковыми» признаками смерти:

Рассбруенные Буцефалы,

Томясь от жажды, от алчбы,

Чрез камни, пни, бугры, забралы

Несутся, скачут на дыбы,

И что ни встретят, сокрушают.

Отвсюду слышен вопль и стон,

Кровавы реки протекают.

По стогнам — мертвых миллион!

«Колесница»

Расширим словарь «неживых» звуков Державина после оды «На смерть князя Мещерского». «Скрып», «стук млатов», «визг пса», «стон мехов», «гулы ржавых врат и медной сбруи», «глухие грохоты», «тряски», «удары об доски железны», «завывания псов», «рев ветра», «стенания», «шорох», «сокрушения», «встрепетанье вранов», «страшное щеление холма» (поразительный звуковой образ у Державина, созданный безо всяких звуковых эпитетов, так же, как и менее удачный — «падение горы»), «слезы», «гром гремящий по громам», «онеменье», «рыданье», а также символы революции — «беспокойство», «мятение», «шипение», «ехидство», «унылость», «мрачное ожесточение», «страх». Наконец, сопровождающие все эти звуки смерти — «бездна» и «мгла». Как видим, набор, поражающий своим многообразием и образной силой воздействия. Так же, как и звуковые искания Державина в ариях его оперы «Грозный, или Покорение Казани». Сочетания согласных «б», «р», «с» и «з» со звуками ада и бездны выглядят здесь поразительно:

Змей этот страшен зело!

Зев его — ада жерло.

Зинет на звезды —

Звезды темнит;

Рыгнет на бездны —

Бездны варит...

Бурно бурей буреванье

И бореев в сем бору,

С свистом сосен с корней рванье

И свистанье искр в жару...2

Смерть и ад, по Державину, есть тоже бытие. Но бытие загадочное, непостижимое. Но и этому бытию присущи звуковые компоненты. И их мы встречаем то тут, то там в этом мире.


1Отдел рукописей ГПБ. Фонд Державина (ф. 247). Т. 37. Л. 47.
2Сочинения Державина с объяснит. примеч. Я. Грота: В 7 т. Т. 4. СПб., 1874. С. 501.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13


Автограф Г.Р. Державина. «Песнь на смерть Плениры»

Черновик поэта Г.Р. Державина

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.