1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13
Одно из ранних своих сочинений «На смерть князя Мещерского» он начинает словами:
Глагол времен!металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зоветменя, зовет твой стон,
Зовет, — и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет...
И далее:
Где ж он? — Он там. — Где там? — Не знаем.
Мы только плачем и взываем...
... Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики. |
Характеристики «смертных» звуков далеки от согласия и сладкогласия звуков живой природы или музыки, созданной человеком. Уже в это время в поэтическом словаре Державина появляются понятия «металлических», «страшных», «звенящих», «скрежещущих», «плачущих», «взывающих», «воющих» звуков, а вернее — «кликов», «зовов», «стонов» и «гласов». «Скрежет зубов» — это прямая цитата их библейской характеристики ада — «там будет скрежет зубовный». Все, что негармонично, не благогласно — есть музыка неживой природы, сиречь — смерти. Ее главная характеристика — неприятность для слуха, прерывистость и краткость. Так, плачи, клики, стоны, звон — звуки непостоянные, прерывистые. Пульсация звука, его резкость, для Державина признак его дисгармоничности и прямой противоположности живой, природной, настоящей гармонии. Такой звук не «льется с небес», а «к гробу приближает». Таким образом, можно предположить представление Державина о подлинной, живой музыке как об искусстве, способном продлить человеческую жизнь, бальзаме, лекарстве для души.
Для Державина важной характеристикой смерти является понятие «бездна». Оно наводит его на размышления о том, что такое время, как оно течет и в чем смысл его течения. «Глагол времен» у Державина «слышим» постоянно, и попытки объяснить его суть мы встречаем неоднократно. Но разве что лишь звуковые ассоциации, присущие поэту, приближают нас более всего к разгадке этого вечного вопроса:
Не слышим ли в бою часов
Глас смерти, двери скрып подземной?
«Водопад» |
«Бездна» имеет свои звуковые характеристики:
Стук слышен млатов по ветрам,
Визг пил и стон мехов подъемных:
О водопад! в твоем жерле
Все утопает в бездне, в мгле!
(Там же) |
Образ «бездны» появляется у Державина задолго до «грифельной оды» в стихотворении «Потопление», написанном после того, как поэт узнал о нелепой трагической гибели в волнах Невы композитора Федора Дубянского, лодка которого перевернулась:
Се вид жизни скоротечной!
Сколь надежда нам ни льсти,
Все потонем в бездне вечной,
Дружба и любовь, прости! |
Можно составить и целый словарь слов — звуковых ассоциаций, употребляемых Державиным для характеристики «неживых» звуков:
От коего, как гром катается над ним,
С булатных ржавых врат и збруи медной гулы
Так слышны под землей, как грохотом глухим
В лесах трясясь звучат стрел тулы.
Так, разве ты, отец! святым твоим жезлом
Ударив об доски, заросши мхом,железны,
И свитых вкруг моей могилы змей гнездом
Прогонишь — бледну зависть — в бездны.
«Евгению. Жизнь Званская» |
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13
Гавриил Державин | Конверт почтовый «К 250-летию со дня рождения Александра Шишкова» | Г.Р. Державин (И. Пожалостин) |