Державин Гавриил Романович

 

Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта). Страница 5

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Последняя строка крайне важна для понимания философии Державина и его эстетики. Под славой он подразумевает дела и поступки человека, которые он делает и совершает в течение всей своей жизни и которые остаются в истории.Под счастьем— саму жизнь.Любовь же— то, без чего сама эта жизнь невозможна, теряет всякий смысл. Слава человека остается после него, по неожиданному воззрению Державина, в звуке. Припомним: «А если что и остается чрез звуки лиры и трубы...». «Лира и труба» здесь в первую очередь символы славы. А вот еще:

Потомство тех увидит тени,

Которых мужествен был дух.

С гробов их в души огнь польется,

Когда по рощам разнесется

Бессмертной лирой дел их звук.

«На взятие Измаила»

Или:

Идут. — Искусство зрит заслугу

И, сколь их дух был тут велик,

Вещает слух земному кругу...

(Там же)

Поразительно как мастерски, используя весь «звуковой запас» слов, он характеризует плохую музыку и поэзию, созданную человеком, бесталанность, неумелость, безвкусицу и черствость:

Скрипитнемазана телега...

Сидит кулик-крикун в болоте,

Трудится в тяжкой он работе...

Визжит свинья в околице, увязши,

Стучат песты на толчее, упадши,

И в вешник бьет с плотин вода.

Орет мужик в лесу дуброву,

Дерет медведь в долу корову,

И всюду раздается гул.

От рынку ходючи до рынку,

Дудит по праздникам в волынку

Докучну песню всем Федул.

Кричит,пустясь наудалую,

Одну весь век свой столповую...

«На Скрыплева»

Или:

Не звуки слышу громовые —

Текут потоки потовые

И от гремушек дребедень.

«На вздорного писателя»

Один только перечень используемых глаголов и характеристик создает вполне зримую и слышимую картину диссонанса. «Скрипит», «визжит», «стучит», «орет», «дерет», «дудит», «кричит». И все это «тяжко» и «докучно», «гремушек дребедень». Поэту не требуется больших доказательств и образов, чтобы пояснить свою мысль. Он вполне полагается на слух и вкус читателя, могущего понять то, что он пытается передать.

Музыка «неживого» («ад», «смерть»)

Тема смерти для Державина является одной из главных для всех периодов его творчества. Ей он не «изменял» никогда, лишь совершенствуя с годами свой образный язык для передачи своего понимания таинственного предначертания человеческой судьбы. Рассмотрим некоторые звуковые характеристики, которые использует Державин для передачи образа смерти в своих поэтических произведениях.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13


Мемориальная доска на доме Державина

Г.Р. Державин (С. Чиненов)

Званка — усадьба Державина




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.