Державин Гавриил Романович

 

Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта). Страница 3

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

Или:

Смотри: как цепью птиц станицы

Летят под небом итрубят;

Как жаворонки вверх парят;

Как гуслитихи,иль цевницы,

Звенят их гласы с облаков;

Как ключ шумит, свирель взывает

И между всех их пробегает,

Свист громкий соловьев.

«К Музе»

Птицы — символ весны, а значит возрождающейся жизни. Они поют ладно, с мелодиею. Они есть выражение радости и вершина той музыки, какую способна сотворить природа:

Пой, Эвтерпа дорогая!

В струны арфы ударяй,

Ты, поколь весна младая,

Пой, пляши и восклицай.

Ласточкой порхает радость,

Кратко соловей поет:

Красота, приятность, младость —

Не увидишь, как пройдет.

«К Эвтерпе»

Возрождающаяся жизнь и есть музыка природы, переданная Державиным в образе поющей весенней ласточки:

Встаешь ты от смертного сна;

Встанешь, откроешь зеницы

И новый луч жизни ты пьешь;

Сизы расправя косицы,

Ты новое солнце поешь.

«Ласточка»

Перечислим характеристики, употребляемые Державиным для определения природных звуков и их влияния на человека. Этошум, гул, хохот, шепот, пение, пляски, восклицания, свист соловья, взывания, звуки трубы. Онивосхищают, утешают, увеселяют, приводят в забвение, приносят радость, красоту, приятность, младость, новый луч жизни и новое солнце. Наконец, ониразные, светлые, звучные, громкие, ясные, живые, созвучные, стремительные, приятные, «каткие».

Забегая вперед, перечислим те же категории из коротенького отрывка об осени, приведенного нами выше. Здесь тоже «гул» разных голосов, но этих голосов «тучи». Здесь тоже «шум», но это аккомпанемент к «скрыпению», «стуку» и «лаю». Как видим, совсем иная палитра звуковых ощущений, связанных с «неживыми» категориями, о чем речь ниже.

Рассмотрим теперь представления Державина о звуках, созданных самим человеком.

Музыка «живого» («человек»)

В отличие от природы, выражающей свои чувства бессознательно, человек, по Державину, способен сам, сознательно, создавать музыкальные творения, которые могут уподобляться природе, отдаляться от нее и даже разрушать ее, быть совершенно новой музыкой, отличной от звуков и мелодий натуральной природы.

Человек как будто даже не может жить счастливо, если он далек от музыки. Она является предметом его ежедневной необходимости: «Живу с моим соседом в мире, Умею петь, играть на лире, — То кто счастливее меня?» («На Новый год»). Звучание окружающей действительности — естественный фон жизненного пути человека:

Рабочих в шуме голосов,

Машин во скрыпе, во стенаньи,

Средь громких песен и пиров

Трудись сосед и строй ты зданьи...

«Ко второму соседу»

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13


Львова Мария Алексеевна

Дарья Алексеевна Державина

Портрет Г.Р. Державина




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.