Державин Гавриил Романович

 

Ковалев К. П.: О музыкальной эстетике Г. Р. Державина (звукопись и "язык сердца" в творчестве поэта). Страница 10

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13

В некотором смысле и искусство обладает силой предотвратить, предостеречь от войн:

Пой, Эвтерпа молодая!

Прелестью своей плени;

Бога браней усыпляя,

Гром из рук его возьми.

«К Эвтерпе»

«Музыка войны», как видим, дополняет общую картину «неживой» музыки, развернутую Державиным в строках его поэтических произведений.

Разница между звуками «живыми» и «неживыми» разительна. Но существует ли нечто в звуковом выражении, находящееся между живым и неживым миром? Есть ли нечто, объединяющее всю эту огромную музыкальную вселенную? Или вернее, разъединяющее ее, стоящее между, посередине, в центре? В творчестве Державина мы находим ответы и на эти вопросы, на которые он дает ответы по-своему.

Музыка «тишины»

Присутствие музыки и звуков в мире, как в живом, так и в неживом, явно для Державина, как, впрочем, и их отсутствие. Единственное понятие, которое можно употребить для того, чтобы объяснить такое беззвучие, это — «тишина». Иногда еще Державин употребляет слово «молчание».

Когда возникает тишина? По логике, когда нет ни жизни, ни смерти. Однако тишина существует в этом мире. Следовательно, она имеет свою собственную природу, уловимую (или вернее — неуловимую) человеческим слухом. Из «тишины» могут произрастать ростки жизни и ростки смерти. Из глубины молчания зарождаются звуки природы, созданная человеком музыка или страшные скрежеты наступающей смерти и войн.

«Тишина», по Державину, может быть «священной», из которой рождаются творческие порывы:

Прострись вкруг тишина священна!

Пленил меня восторг святой!

Высоку песнь и дерзновенну,

Не слыханну и не внушенну,

Я слабым смертным днесь пою...

«О удовольствии»

В состоянии «тишины» часто и естественно находится природа. И это состояние природы легко передается человеку, здесь и есть ключ к пониманию вселенной. Простое ощущение — «и рощи дремлют в тишине» («Ключ»), у Державина сменяется картинами рождения музыкальной жизни в природе:

Гремит орган на стогне трубный,

Пронзает нощь и тишину;

Очаровательный огнь чудный

Малюет на стене луну.

«Фонарь»

Блаженная «тишина» отдыха и отшельничества стала для поэта темой специального стихотворения «Тишина». В ней (тишине) «талант не увядает», «из-под спуда он сияет». А значит, поэт «славен в тишине».

Но блаженство «тишины» может сменяться совершенно другими ее состояниями. Из «тишины» действительно может родиться все. Не только творчество или

безмятежность, но и напротив — тревога, дискомфорт и смерть. В этом случае у Державина для «тишины» припасены иные эпитеты. Она может быть «мертвой», как в «Цыганской пляске» («топоча по доскам гробовым, буди сон мертвой тишины»). Она может быть и мрачной:

Сошла октябрьска нощь на землю,

На лоно мрачной тишины...

«Водопад»

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13


«250-летие со дня рождения Г.Р. Державина»

Портрет Г.Р. Державина (С. Тончи)

Памятник Г.Р. Державину в Петрозаводске




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.