Ионин Г. Н.: Анакреонтические стихи Карамзина и Державина. Страница 4
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Стихотворение "К лире" кажется сначала просто русифицированным переложением 1-й оды анакреонтеи: лира не может петь о героях и поет о любви. Но сам Державин в "Объяснениях" заявлял, что эта ода написана "в похвалу" Суворову и Румянцеву:
Мир без нас не позабудет Их бессмертные дела. (255) |
Поэт отказывается от "звучных строев" не потому, что его лира не способна к торжественной похвале ("гром от лиры раздавался, и со струн огонь летел"), а потому, что герой, которого он хочет воспеть, — в царской опале. Поневоле отрекаясь от "звучных строев", т. е. от похвалы кому-либо другому, кроме Румянцева и Суворова, поэт остается независим, верен себе. Вся эта ситуация автобиографична, неповторимо индивидуальна и не имеет параллели в анакреонтее.
Вместе с тем переход от "звучных строев" торжественной оды к простоте, "шуткам" означал сближение поэзии с жизнью. Учась у Анакреона оригинальности, Державин с поразительной смелостью раскрыл интимную, бытовую сторону своей жизни.
Мотив предпочтения чинам, богатству покоя, любви, свободы конкретизировался в совершенно самостоятельную тему — личной жизни Державина, показанной путем противопоставления ее жизни Анакреона. В стихотворении "Венец бессмертия" очень выразительно такое противопоставление "южного светлого небосклона", пальмовых теней, рощ, гротов русскому морозу и камельку. В стихотворении "Тишина" поэт изображает свой дом, имение Званку:
Я пою, — Пинд стала Званка, Совосплещут музы мне. Возгремела балалайка, И я славен в тишине. (285) |
Свои песни Державин посвятил не только красавицам, но и супруге Дашеньке:
К богам земным сближаться Ничуть я не ищу, И больше возвышаться Никак я не хочу. Души моей покою Желаю только я: Лишь будь всегда со мною Ты, Дашенька моя! (264) |
Или:
Утром раза три в неделю С милой музой порезвлюсь, Там опять пойду в постелю И с женою обоймусь. (273) |
Стихотворение "Тончию" — эстетический манифест анакреонтики Державина. Продолжая мысль "Венца бессмертия", поэт сначала говорит о близости идеала человека в античном и современном мире. Но себя поэт просит изобразить не в античном одеянии, а как русского поэта, "рожденного в льдистых странах", потомка Багрима. Упоминаемая здесь "природа самая грубая" — это и есть биографическая конкретность в изображении Державина, человека и поэта, его характера и судьбы:
Иль нет, ты лучше напиши Меня в природе самой грубой, В жестокий мраз с огнем души, В косматой шапке, скутав шубой, Чтоб шел, природой лишь водим, Против погод, волн, гор кремнистых, В знак, что рожден в странах я льдистых, Что был прапращур мой Багрим. (286) |
В анакреонтике Державин написал яркую страницу своей автобиографии. Но все же анакреонтические стихи не могли передать всего богатства, всей сложности его жизни и личности. Анакреон и Державин были слишком разными людьми и поэтами, слишком различествовали и условия их жизни. Всегдашнее сравнение с Анакреоном сковывало. Временами Державину приходилось искусственно рядиться в "греческую мантию" Анакреона, что поэт сам осознавал:
... пойду, хотя б в забаву, За певцом Тиисским вслед. (285) |
Шутливый характер анакреонтических песен тоже ограничивал возможности поэта. Но плодотворный опыт автобиографизма в анакреонтике Державин использовал позднее, в 1800-е годы.
Так была написана "Жизнь Званская", в которой поэт уже не нуждался в сопоставлении с античностью.
1 - 2 - 3 - 4 - 5
Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский) | Львова Мария Алексеевна | Дарья Алексеевна Державина |