|
Западов В. А.: Работа Г. Р. Державина над "Рассуждением о лирической поэзии". Страница 14
 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21
Заскрыпели двери ржавы Оружейниц древних лет, Воспрянули мужи славы И среди пустынных мест.
Правят снасти боевые И булат и сталь острят; Старые орлы, седые С соколами в бой летят.
И свирепы кони в стойлах Топают, храпят и ржут, На холмах и на раздольях Вьют пыль столбом и пену льют.1
Вслух пищали стенобойны, Раствори чугунны рты, Взвыв в часы полночны, сонны, Звали всех в поход идти.
Идет в шкурах рать звериных, С дубом, с пращей, с кистенём, В перьях птичьих, в кожах рыбных, И как холм течет чрез холм.
Занимает степи, луги И насадами моря, И кричат: помремте, други, За Девицу, за Царя!
Не пленила она сбойством Нас, ни златом, ни сребром, Но лишь девичьим геройством, Здравым и простым умом.
И так сими вождь речами Взбудоражил воинов дух, Что, подняв бугры плечами, Растрепали круля в пух.
И еще в его бы царстве Только раз один шагнуть, Света б нет было в пространстве, Чем его и вспомянуть.
Кровь народа Маркобруна Уподобилась реке; Он дрожал ее перуна И в своем уж чердаке.
Но как он Царя-Девицы Нежный нрав довольно знал, — Стал пастух — и глас цевницы Часто ей своей внушал.
"Виноват, — пел, — пред тобою, Что прекрасна ты, мила. Сердце тронь мое рукою." — Сядь со мной! — она рекла...
Так и все красотки славны Дерзостей не могут несть; Все бывают своенравны, — Жены, девы любят честь.2 |
Баллада. — Некоторые почитают ее французского, другие италиннского происхождения, от слова ballo, или песнь, для бала сочиненная, по которой танцевали. — Это есть не что иное, как правильная небольшая повествовательная поэма такого же содержания, разбора и вкуса, как романс; но только иные говорят, что романс для пространного, а баллада для краткого повествования; что последняя тоном несколько повыше. И выражении не так простодушны и легки, как у первого. — Но есть множество баллад и неправильных, а особливо у немцев. — В Англии уклонялась иногда баллада к роскошному, шутливому и колкому слогу; но ныне обратилась везде на прежнюю простоту свою. — Настоящая правильная баллада пишется тремя куплетами одинакого рода и меры стихов. Каждый куплет по восьми строк, а сверх трех еще куплет прибавляется в четырех строках, так называемая у французов посылка, или обращение. — В каждом куплете находятся в четырех строках одинакие рифмы, в двух другие, а в шестой и в последней — согласные. При каждом куплете, равно и в обращении последний стих одинакой повторяется припевом прежнего стиха (или рефреном). — Вот примеры правильной баллады: первая подражательно переведенная из г-на Руссо Жан Баптиста, а вторая моя собственная.
I-я. К старухе Ужель и впрям, Краса седая, Прожив вдовою двадцать лет, Огнем любовным вся пылая, В плен пажу сердце отдает? Горит, — как печь, хладна как лед! Но в клетке ветр сдержать желая И птички как полет? — Кто сед, — Прости уже, любовь драгая!
Но лучше рай воображая, Ты б в смерти зрела свой предмет, Чем, страстью век твой сокращая, Скорей скрываешь жизни след. Бывало время, — цвел твой цвет, Сердца толпились, воздыхая, Но днесь совсем не то. — Кто сед, — Прости уже, любовь драгая!
Припомнь, что в книжках ты читая, Как под вечер, а не в обед, Лизетта бедная растая Любовной ощутила бред; Но к счастью, что ее сосед Был умный рыцарь: не лаская, Ей краткой дал совет: кто сед, — Прости уже, любовь драгая!
И ты мне, твой живой портрет Сребром и златом осыпая, Шутя б хоть дал; но нет, — кто сед, — Прости уже, любовь драгая!3 |
1 Ямбический стих — по ошибке? В печатной редакции: Пыль вздымают, пену льют. 2 "Царь-девица" содержит ряд мелких разночтений, которые отчасти возникли в процессе доработки "Рассуждения", т. е. после первой публикации стихотворения в составе "Части 5" сочинений Державина. Эти варианты исследователями не учтены. 3 Опубликовано: Державин. Стихотворения. Л., 1933, с. 381.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21  Г.Р. Державин (К. Жуковский) |  Автограф Г.Р. Державина. «Песнь на смерть Плениры» |  Черновик поэта Г.Р. Державина |
|