Лэнд-арт
(от английского land art — земляное искусство)
Направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Энтузиасты лэнд-арта (У. де Мариа, Роберт Смитсон, М. Хайзер в США, Р. Лонг в Великобритании и другие) прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы и т.д., избирая для своих акций обычно безлюдные, "первозданные" и "дикие" ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему "первобытному" облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологизмом, а также (поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий) с фото-артом.
Термин лэнд-арт используется, чтобы охватить огромный диапазон худпроектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Например, английский художник Ричард Лонг с помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых - увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник. Другие представители лэнд-арта просто путешествовали по миру пешком, создавая на своём пути эфемерные скульптуры, сделанные из подножного материала - камней, грязи, растений и воды. Единственной памятью о таких походах остаются фотографии тех работ, которые, возможно, попадутся на глаза случайным посетителям леса, а может, растают под мокрым октябрьским дождём, так никем и не увиденные.
Поразительно разнообразие ресурсов, используемых этими художниками. Что общего, например, между Джеймсом Труеллом, американским художником, который в 1974 г. работал в кратере вулкана в штате Аризона, и там создал кусочек сказки, из которой можно наблюдать за звёздами, и Германом де Врайсом, который просто перенёс в город несколько квадратных метров нетронутой человеком природы. В то время как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то строит и перекапывает по 240 тысяч тонн земли, Дэвид Тремлетт просто на бумаге делает композиции из природного материала, собирает что-то вроде гербария.
Виднейший лэнд-мастер Кристо (Христо Явачев) оборачивает или упаковывает на некоторое время в ткань (обычно серебристую) крупные природные или культурные объекты - острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы утверждают, что зрелище необыкновенно красивое и впечатляющее. На Большом Солёном озере в штате Юта (США) Роберт Смитсон возвёл из чёрных камней, земли и соли насыпь-мол в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила его в голубые и розовые цвета (голубые - соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые - микроорганизмы, населившие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства.
Александр Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на местных российских природно-хозяйственных угодьях, например, вывезенные 16 кг. гальки из Швейцарии высыпал у железнодорожного полотна в Саратовской области. И назвал это "Похищением Европы". На недавней выставке в ЦДХ "Арт-Москва" можно было полюбоваться на нижегородский лэнд-арт - зиккурат из соломы. Это такая культовая башня с несколькими ярусами по типу тех, что строили в архитектуре Древней Месопотамии из кирпича-сырца.
Некоторые художники использовали землю в прямом смысле. Вальтер де Марина засыпал пол галереи Хайнера Фридриха слоем влажного чернозёма 60 см. толщиной. В стерильном пространстве галереи с белыми стенами это выглядело занятно. От искусства создания ландшафтных парков лэнд-арт отличался своей бесполезностью с практической точки зрения. Тот же самый Вальтер де Марина выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы. Людям в этом месте делать совершенно нечего, его произведением любуются животные. Он установил 400 шестов из нержавеющей стали, примерно шесть метров высотой каждый, причём вершины всех находились на одном и том же уровне над морем. Если везёт с погодой, зрители приезжают сюда смотреть "небесный спектакль". По словам очевидцев, что-то поистине вагнеровское есть в зрелище чёрных грозовых туч и сверкающих ровных шестов, расставленных квадратами в строгом порядке, в которые непрерывно ударяют молнии.
Кроме непосредственно термина, самых разных художников объединяет их стремление работать с природой. Они используют фотографии, фильмы, карты и рисунки - всё это и есть единственная память о тех работах, которые обычно остаются недоступными зрителям. Иногда они собирают фрагменты больших композиций и выставляют их в музеях. Например, Ричард Лонг привёз камни, облечённые в геометрические формы. Эти художники используют природу не для того, чтобы вызвать у людей какие-то эмоции по поводу её красоты, а, скорее, наоборот, преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то необычное. Если можно так выразиться, они упорядочивают природу - создают правильные формы там, где их изначально не могло быть.
Если в России лэнд-арт популярен и, по сути, только зарождается, то за рубежом его эпоха идёт к закату. Наверное, это происходит из-за тенденции к личностному самовыражению. Утопическое желание покончить с рыночной системой уступило место персональным проектам, сосредоточенным на городской проблематике. Лэнд-арт тем не менее показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно самовыражаться. Нет никакой теории, дающей полный анализ методов этого направления. Наоборот, стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность.
Маяк. Н. Полисский.
|
Деталь композиции "Длинные линии рек". Р. Лонг.
|
Пирамида из камней в Ньюбергере. Э. Голдзуорти.
|