Лучизм
(также называется "районизм" от французского rayon - луч)
Камерное направление в русском авангарде 1910-х г., возникшее под влиянием кубизма, футуризма, отзвуков новейших физических открытий и являвшееся фактически одним из вариантов русского футуризма. Это один из вариантов абстрактного искусства, основанный на красочной игре лучей, светопреломлений, как бы высвобождающих внутренние энергии мироздания.
Его создателями были художники-авангардисты Михаил Ларионов и его жена Наталья Гончарова. Выставка Тёрнера, которую Ларионов увидел в Лондоне в 1906 г., приводит его к размышлениям о цвете в живописи, и художник начинает воспринимать форму как световые лучи, откуда и произошел термин "лучизм". Первую лучистскую картину «Витрина» Ларионов написал в 1911 г. Общественности лучизм как особое направление был представлен в 1913 г. на выставке «Мишень», и тогда же был опубликован "Манифест лучизма", написанный Ларионовым еще в 1912 г. не без влияния лекций теоретика футуризма Маринетти, которые тот прочитал в Москве и Петербурге.
В своем манифесте Ларионов перефразировал ряд идей футуристов о господстве великой эпохи технических достижений, об отрицании индивидуалистского начала в искусстве, о приоритете художественных средств. Кроме того, он сделал акцент на приоритете русских, восточных (подчеркивал он) художественных ценностей перед западными. Мы против Запада, декларировал Ларионов, который измельчает и упрощает наши восточные формы и лишает вещи их внутренней ценности. «Да здравствует красота Востока!», «Да здравствует национальное движение!», «Да здравствует наш лучистский стиль живописи», который не зависит от видимых форм предметов, а руководствуется только художественными законами и т.д.
Ларионов утверждал, что суть лучизма состоит в передаче на полотне впечатления, которое возникает от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов, что позволило Маяковскому назвать лучизм кубистическим толкованием импрессионизма. Ларионов считал, что луч должен быть условно изображен цветной линией на плоскости. Ларионовский лучизм являлся предтечей беспредметного искусства и нонфигуративной живописи. И при этом был связан с естественными, природными ассоциативными ощущениями. По мнению Ларионова, существует сохраняющий связь с предметностью реалистический лучизм и лучизм не связанный с реальной действительностью - неизобразительный.
Лучизм — это абстрактное искусство, основанное на вмещении световых спектров и светопередачи. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост». Особое развитие лучизм получил в творчестве С.М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.
Картины лучистов (написаны в основном в период 1911-1914 г.) представляют собой практически абстрактные сочетания пучков разноцветных лучей и лучистых форм, лучистых диаграмм предметов, в которых сами лучисты видели освобождение энергии предметов от их пространственно-временной детерминации, или — от их визуальных внешних форм. Отсюда Ларионов говорит о четвертом измерении в искусстве — о лучисто-энергетическом, на котором лучизм и делал акцент. В Париже Ларионов и Гончарова применили лучизм к созданию театральных декораций с использованием реальных лучей освещения сцены в «русских сезонах» труппы Дягилева.
Несмотря на то, что лучизм широкого развития не получил, наравне с супрематизмом К. Малевича и общеевропейским кубизмом, он является одной из первых форм абстрактного (беспредметного) искусства и одним из первых проявлений авангардизма в живописи, стирая «границы между картинной плоскостью и натурой» и принимая за условное изображение луча на плоскости цветную линию.
Петух. М.Ф. Ларионов. 1912 г.
|
Лучистые лилии. Н. Гончарова. 1913 г.
|
Лучизм. Н. Гончарова. 1912 г.
|