Лиризм в русском пейзаже. Творчество Ф. А. Васильева и А. К. Саврасова
Лирическую сторону русского пейзажа (здесь слово «пейзаж» уже означает особенное видение природы художником) раскрыл Федор Александрович Васильев (1850—1873). В его коротком творчестве (художник скончался от туберкулеза в возрасте двадцати трех лет) впервые в полную силу зазвучала красота русской природы. Объективность, отстраненность, присущие раннему жанру ведуты, сменились пристрастностью, субъективным переживанием изображаемого мотива. Васильев стремился создать именно пейзаж, а не вид и не «съемку местности» или упражнение в построении перспективы. Пейзаж перестает служить фоном для изображения сюжетных сцен, он становится предметом личного переживания жизненности природы. Однако это переживание еще не было живописным.
Так же лиричны, эмоционально тонки, но не живописны пейзажи Алексея Кондратьевича Саврасова (1830—1897), воспитателя многих русских художников-пейзажистов в стенах Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В его картине «Грачи прилетели», вызвавшей восторг посетителей Первой передвижной выставки в 1871 г., «вид» как объект изображения не играет существенной роли, он намеренно выбран типичным, но незначительным. Изображено ощущение, переживание ранней весны. Это пейзажный жанр в полном смысле слова. Такой «вид» превращает и зрителя в художника, возбуждая в нем художественно-образные представления. Про картину говорили, что в ней русские впервые увидели свою природу; можно сказать и иначе: преображенная художником природа формирует у зрителя национальное восприятие пейзажа. В дальнейшем именно такое, предметное преображение вида местности, а не колористическое, как во французской живописи, станет главной особенностью школы русского пейзажа.
Еще одна особенность саврасовских картин заключается в том, что впервые в русской живописи критерием прекрасного оказалось движение, течение времени, изменение состояний природы. В этом обстоятельстве можно ycмотреть и особенное, российское понимание живописности, заключающееся не во взаимном превращении теплых и холодных тонов, а в ощущении изменчивости предмета изображения. Это доказывает и замечательный, но единственный в своем роде пейзаж самодеятельного художника Ивана Ивановича Ендогурова (1861— 1898). Он написан натуралистично, но создаёт ощущение живой природы. В дальнейшем тема смены времен года, движения облаков, течения реки, таяния весеннего снега, шелеста листвы становится главной в русском пейзаже (сравните названия картин И. И. Левитана «Вечерний звон», Н. Н. Дубовского «Притихло», А. А. Рылова «Зеленый шум»).
Пейзаж Ф. Васильева.
|
Ранняя работа А. Саврасова. Пейзаж с рыбаком.
|
Пейзаж Ф. Васильева.
|