Лосенко Антон Павлович
(30 июля 1737 г. — 23 ноября 1773 г.)
Русский живописец, портретист XVIII века. Основоположник русской исторической живописи, представитель классицизма. Родился в семье украинского казака в г. Глухове. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко, И. Саблуков, К. Головачевский, "спавшие с голоса". попадают к художнику Ивану Аргунову. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
В 1759 году наставник молодых живописцев представил их ко Двору с рекомендацией: "те певчие как рисовать и красками писать, в копировании с портретных и исторических картин, так и с натуры писать могут. Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно". В качестве доказательства успехов Лосенко были показаны его картина "Товий с ангелом" и портрет придворного музыканта В. Степанова, написанный с натуры. Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758 г.), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.
Как «пенсионер» Академии жил в 1760–1765 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж.-М. Вьена, а затем изучал искусство античности и Ренессанса-Барокко в Риме (1766–1769 г.). Под руководством Ж. Рету Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762 г.). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа. Осенью 1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака" (ГРМ), более выразительную в цвете, чем "Чудесный улов рыбы". В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769 г.). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768 г.). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770 г.). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался".
Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра. Благодаря Лосенко русская история заняла в академической системе те же иерархические позиции, что греко-римская античность и Библия.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников. В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники).
Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И.И. Шувалова, поэта А.П. Сумарокова, актеров Я.Д. Шумского (все в 1760 г.) и Ф.Г. Волкова (1763 г.). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых. Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе.
Недаром скульптор Э.М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу 23 ноября 1773 г.
Портрет Ф. Волкова. А.П. Лосенко. 1763 г.
|
Чудесный улов. А.П. Лосенко. 1762 г.
|
Владимир перед Рогнедой. А.П. Лосенко. 1770 г.
|