Лубок
(от слова "луб" - верхняя твердая древесина липы)
1) Вид изобразительного искусства, графическое произведение (обычно печатное), которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Народная занимательная или поучительная картинка, выполненная в технике гравюры или рисунка, на которой изображение сопровождается пояснительным текстом, предназначена для массового распространения. Откликался на политические события, выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии. Нередко лубок имел декоративное назначение. В России получил распространение с XVII века.
Лубок являлся видом народного творчества (т.к. исполняется, как правило, непрофессионалами), но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Вячеслав Сысоев). Свойственна техническая упрощённость изображения, лаконизм художественных средств (яркость красок, грубость мазка). Часто в лубке содержится развернутое повествование (серии лубков, лубочные книжки-картинки), нередко — взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. синтез пояснительного текста и изображения.
Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19-20 в. эти картинки производились уже типографским способом, однако название "лубочные" было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 — начале 20 в., даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения.
Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением. Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. В Китае они исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. гравировались на дереве, отличаясь в то же время яркой красочностью, броскостью.
Европейский лубок известен с 15 в. Основными способами производства картинок в странах Европы были ксилография или гравюра на меди (с 17 в.) и литография (19 в.). Появление лубков в странах Европы было связано с производством бумажных иконок, распространявшихся на ярмарках и в местах паломничества. Ранние европейские лубки имели исключительно религиозное содержание. С началом Нового времени оно быстро утратилось, сохранив оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. С 17 в. лубки бытовали в Европе повсеместно. В Голландии их называли "Centsprenten", во Франции — "Canards", в Испании — "Pliegos", в Германии — "Bilderbogen" (наиболее близкое русскому варианту). Они комментировали события Реформации 16 в., войны и революции в Нидерландах 17 в., в 18 — начале 19 в. — всех французских революций и Наполеоновских войн.
В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии Киево-Печерской лавры. Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко строганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой — мацой — на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался "мазней по носам" — раскраской с учетом контуров).
Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614-1624 г., первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях относится к концу 17 в. В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 г. для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые "печатные листы", после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда — в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м году. В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов.
В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези». В XIX веке одним из крупнейших производителей и распространителей печатного лубка был И.Д. Сытин. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки. И.Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.
2) В местной промышленности - кора липы, содранная с дерева; употребляется для получения мочала; в сухом виде идет на крыши и на приготовление коробов (легких укупорочных ящиков).
3) В хирургии - способ фиксации переломов посредством негнущейся накладки.
4) В литературе - приукрашенное описание действительности, например, роман «Битва русских с кабардинцами, или Прекрасная магометанка, умирающая на гробе своего супруга».
Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской. 18 век.
|
Ловля кита в белом море. 1760-е г.
|
Чудо лесное, поймано весною.
|